Подробности

Воспитать Гражданина

Задачи единой концепции образования

Воспитание детей сегодня требует не только знаний, но и четких ориентиров, которые помогут сформировать у подрастающего поколения устойчивые ценности. Именно такую задачу ставит перед собой единая программа воспитания «Адал азамат», ставшая ключевым документом в системе образования страны.

 

Программа «Адал азамат» появилась как стратегическая инициатива формирования в подрастающем поколении четкого представления об ответственности, честности и гражданском долге. Она - не просто свод правил или набор мероприятий, а долгосрочный национальный проект, направленный на целостное воспитание детей на основе ценностей, важных для устойчивого развития общества.

«Адал азамат» - это, по сути, трансформация предыдущей концепции «Біртұтас тәрбие», которая была внедрена во всех школах в прошлом году. В марте же этого года было официально объявлено, что «Адал азамат» становится обязательной частью воспитательной работы во всех образовательных организациях - как государственных, так и частных.

Программа преследует несколько ключевых целей, тесно связанных между собой. В первую очередь это воспитание честного, справедливого гражданина, человека, на которого можно положиться. Эти идеалы не просто декларируются: они воплощаются через системную работу над нравственными качествами - порядочностью, ответственностью, трудолюбия, этики труда и уважения к справедливости.

В управлении образования акимата Жамбылской области отметили, что главной целью программы стало создание общенациональной воспитательной системы, которая объединит усилия школ, государства и семьи, и позволит вырастить граждан с устойчивыми внутренними ценностями, способными вносить вклад в прогрессивное развитие страны.

В ведомстве также рассказали, что одним из интересных новшеств программы стал единый дизайн-код для образовательных учреждений - брендбук, который отражает основные ценности единой концепции воспитания и превращает школьную среду в активного участника воспитательного процесса - «третьего учителя».

- В брендбуке отражены шесть ключевых ценностей программы через визуальные символы, которые размещаются на стене у входа в школу, флагах и табличках. Общие пространства - столовая, библиотека, спортзал - оформляются с акцентом на ежедневные полезные привычки: чистоту и бережливость, культуру чтения, здоровый образ жизни и командный дух, - говорит руководитель управления образования области Нурбек Оршубеков. - Казахский национальный стиль прослеживается в иллюстрациях музыкальных инструментов, быта и традиций. Даже коридоры становятся образовательной зоной: на их стенах отражаются этапы истории человечества, научные открытия и технологические революции. В кабинетах дизайн адаптирован под возраст учеников и профиль предмета - от природных пейзажей и исторических мест в начальной школе до портретов выдающихся личностей, афоризмов и формул в старших классах.

Программа «Адал азамат» уже показывает первые результаты: по словам представителей Министерства просвещения и Национальной академии образования, воспитательная работа стала более системной, педагоги получают методическую поддержку, а опросы родителей и классных руководителей дают положительную обратную связь.

Нельзя не отметить практические проекты, являющиеся конкретной реализацией идеалов программы. Среди них - «Қамқор», направленный на развитие ответственности и экологической культуры: в акции «Таза Қазақстан» приняли участие миллионы школьников, сотни тысяч участвовали в экологических челленджах. Есть и проект «Smart бала», где школьники предлагают инновации и социальные инициативы, участвуют в клубах дебатов и научных мероприятиях. Через такие инициативы дети не просто узнают о гражданских ценностях, они активно проявляют себя, учатся сотрудничать и строить проекты, важные для общества.

Педагоги оценивают программу как своевременную и необходимую, отмечая, что она помогает выстроить системный подход к воспитанию и формированию ценностей у детей. Директор средней школы № 32 Кулшат Кожатаева подчеркнула, что уже сегодня заметны изменения не только в оформлении школьной среды, но и в отношении учащихся к учебе, культуре общения и ответственности.

- Важность этой инициативы трудно переоценить: в мире, где дети все раньше сталкиваются с глобальными вызовами, такими, как цифровизация, социальные риски, наличие единой системы ценностей - это фундамент. Через «Адал азамат» мы сегодня стремимся воспитать образованных, нравственных, ответственных граждан, которые будут знать корни своей культуры, уважать историю своей страны и понимать свою роль в будущем Казахстана. Воспитание через ценности является не вспомогательной задачей школы, а ее ядром - и это может заложить прочный фундамент для устойчивого общества на долгие годы, - сказала она.

Камила ПОЛЯКОВА