В Казахстане растет число случаев мошенничества, которые используют в преступных схемах систему родительского контроля. Они не ограничиваются звонком от лжесотрудников банка и находят жертв через школьные чаты в мессенджерах, а чтобы их обман был правдоподобным, играют на желании родителей защитить детей от угрозы.
По информации сайта fingramota.kz разбираем новую схему мошенничества и рассказываем, как можно от нее защититься.
Например, родителям или детям может прийти сообщение якобы из школы, министерства или полиции. В мессенджерах приходит SMS с текстом типа: «В школе внедряют обязательный родительский контроль», «Нужно подтвердить безопасность аккаунта ребенка», «Инструкция от МВД». Также в Министерстве просвещения РК в сентябре этого года рассказали, что сейчас злоумышленники обзванивают детей, представляются учителями или сотрудниками школ и просят продиктовать коды подтверждения SMS под предлогом обновления электронного дневника или других учебных вопросов. И если ребенок скажет код, то мошенники могут получить доступ к личному кабинету родителей на eGov, их онлайн-банкингу или банковским счетам.
Другая схема обмана - установка «родительского контроля». Нередко мошенники выходят на родителей с предложением установить или обновить систему - якобы так дети будут под защитой. Если человек соглашается, ему предлагают перейти по ссылке и установить «родительский контроль» или «защитный модуль». Но ссылка ведет не в официальный магазин приложений или на официальный сайт, а перебрасывает на поддельный ресурс, где ничего не подозревающий родитель вводит личные данные, которые мошенники потом используют в корыстных целях.
Есть еще один вариант: ссылка устанавливает на устройство вредоносное программное обеспечение, которое будет считывать все действия родителя, снимать деньги со счетов и иметь доступ к цифровым документам. Чем все это обернется, понятно - потерей средств, личных данных, оформлением кредита без ведома доверчивого гражданина.
Еще один популярный прием интернет-обманщиков - несуществующий вирус на телефоне ребенка. Злоумышленники давят на родителей угрозой некого вируса, который якобы представляет опасность для устройства их ребенка. Аферисты могут под видом службы безопасности социальной сети звонить либо писать в мессенджеры взрослым с сообщениями типа: «На телефоне вашего ребенка обнаружен вирус, нужно установить защиту» или «Устройству необходимо обновление безопасности».
Далее встревоженным родителям предлагают скачать APK-файл, который якобы является родительским контролем, или перейти по ссылке. И то, и другое - вирус, дающий полный доступ к устройству. И если родители на это идут, то просто дают мошенникам возможность делать с их счетами и персональными данными что угодно.
Аферисты также могут предложить якобы помощь с установкой «родительского контроля» лжеоднокласснику. Мошенники взламывают аккаунт ребенка в социальных сетях или мессенджерах, а дальше начинают писать его одноклассникам с просьбой помочь установить «родительский контроль». Чтобы все выглядело более-менее правдоподобно, злоумышленники могут напирать на то, что якобы без согласия всех родителей установить систему контроля нельзя.
Например: «Мой папа подключает новый контроль, мне надо подтвердить. Попроси свою маму продиктовать код из SMS, пожалуйста, срочно!». Если ребенок поверит - а скорее всего, так и будет, ведь писать будут со взломанного аккаунта, еще недавно принадлежащего реальному школьнику, то мошенники получат все важные коды и займутся хищением и оформлением кредитов.
Обманом в Сети может оказаться и подтверждение расходов ребенка. Эта схема вновь нацелена на родителей: аферисты звонят или пишут им, что ребенок якобы что-то купил в магазине игр Roblox либо Steam. А чтобы убедиться в том, что действовал не мошенник либо отменить операцию, нужно продиктовать код. Естественно, в реальности никакой покупки не было, и через код мошенники получают доступ к онлайн-банкингу, eGov и так далее.
Подобное мошенничество хорошо работает по нескольким причинам: родители теряют бдительность, когда речь заходит о детях, - они готовы на все, чтобы защитить своего ребенка; детьми легко манипулировать, им проще внушить страх или чувство вины - «Если не сделаешь, подведешь родителей и школу. Ты же не хочешь, чтобы им было плохо?».
Многие родители до сих пор не знают правил цифровой безопасности: нельзя устанавливать APK, код из SMS дает мошенникам доступ к банку - школы и учителя никогда не просят коды подтверждения. Взрослые легкомысленно полагают, что, раз школы и госорганы говорят о кибербезопасности, а сервисы контроля (Google Family Link, Kaspersky Safe Kids и прочие) действительно существуют, то детям ничего не угрожает.
Всеми вышеперечисленными причинами с охотой пользуются мошенники, подменяя реальную заботу поддельными уведомлениями и инструкциями.
Как распознать «родительский контроль» от мошенников? Обманщики обычно просят срочно что-то установить или подтвердить, они требуют код из SMS, логины, данные карты, представляются школой, министерством, полицией, но пишут с обычного номера, игнорируя официальные каналы связи. Их сообщение построено так, чтобы вызвать чувство вины или страха. А еще обращение выглядит официально, но в нем есть орфографические ошибки, неправильная пунктуация, неправильные названия госорганов или школы. Мошенники заставляют выполнить техническое действие, которое вы не понимаете - установить программу, включить удаленный доступ, ввести логин/пароль на непривычном сайте, присылают уведомления о вирусе через WhatsApp или другие мессенджеры, а не через официальный сайт.
Подготовила Лала ИСЛАМОВА