В Казахстане статистика по беременности у девочек-подростков вызывает тревогу экспертов. Немало юных казахстанцев вступают в половой контакт до 15 лет. По статистике, в 2020 году на тысячу матерей приходилось 7,9 несовершеннолетних, при этом три из тысячи девушек делали аборты.
Сейчас цифры не настолько шокируют, но проблема не исчезла. Эксперты ВОЗ считают, что подростковая беременность - более частое явление в странах, где преобладают низкий уровень образования и слабая экономика. В России, например, в 90-е годы прошлого века ситуация настолько вышла за любые разумные пределы, что брачный возраст законодательно снижали до 14 лет, чтобы юные мамы могли получать хоть какой-то официальный статус. В нулевые, правда, опомнились, и брачный возраст подняли до 17 лет, тем не менее и там проблема ранних беременностей стоит в полный рост.
Беременность - очень сложный процесс для женщины как физически, так и психологически. Чтобы выносить и родить здорового ребенка и не навредить себе, женский организм должен полностью сформироваться, и женщина должна осознанно принять решение о зачатии ребенка. Наилучшим возрастом для беременности является возраст от 20 до 30-35 лет.
По определению ВОЗ, ранней считается беременность, наступившая у девочки в возрасте до 19 лет. Беременность девочки- подростка 15-17 лет - это не просто угроза для развития и здоровья будущего малыша, это еще и угроза жизни для юной матери. Причем ее ребенок может родиться преждевременно и иметь ряд патологий.
Казахстанские медики считают, что организм девушки достаточно сформирован и полностью готов к вынашиванию и рождению ребенка к 18 годам. Но беременность и роды в юном возрасте могут быть опасными как для жизни мамы, так и для малыша. К отрицательным моментам ранней беременности относят и то, что 70 процентов беременностей у подростков заканчиваются абортами, еще около 15 процентов - это выкидыши. И только 15 процентов девочек способны благополучно донашивать и рожать малышей.
Несладкий запретный плод
По роду деятельности мне довелось как-то ознакомиться с судебным разбирательством в Таразе. Фабула дела такова: 15-летняя Яна (имена персонажей изменены - Ю. Е.) из неполной и небогатой семьи устроилась на летние каникулы продавщицей в небольшой магазин, чтобы помочь матери сводить концы с концами. Хозяин 31-летний Сергей пообещал, помимо зарплаты, и премию в случае хороших продаж. Сергей, хоть и был женат, стал делать ей недвусмысленные предложения, возникли интимные отношения. Яна обнаружила, что беременна. Сергей пообещал ей, что ее и ребенка не оставит без помощи, признает его своим. Впрочем, скоро Сергей убыл в Республику Корея, перестав выходить на связь. Она отправилась к его родителям, но там ей сообщили, что знать ее не хотят, ребенка не признают. Пришлось Яне обращаться в суд. Сергей от экспертизы ДНК отказался, ребенка своим признал, но сообщил, что возраст Яны ему неизвестен. Что до алиментов, то родные Сергея сначала пообещали платить за него, а когда Яна отозвала заявление, передумали и денег не дали. Разбирательство по данному делу тянется до сих пор. Ребенок растет без отца, который по-прежнему скрывается в Южной Корее.
И таких случаев, к сожалению, с каждым годом становится все больше.
Решение есть?
У любой проблемы, конечно, имеется не одно, а несколько вариантов решения - так обстоит дело и с подростковыми беременностями. Вопрос в том, насколько они эффективны и безболезненны в моральном плане для жертвы жизненных обстоятельств.
Наши вопросы мы адресовали профессионалу, психологу молодежного центра здоровья поликлиники № 8 «Мейiрiм» Ирине Айрих.
- В последние годы ситуация немного улучшилась. Например, в Казахстане в 2024 году зарегистрирован 1651 факт рождения детей у подростков до 18 лет, а также 257 абортов среди подростков. В нашей поликлинике каждый месяц на учет становятся один-два подростка до 18 лет, иногда бывает и три, - сообщила она.
Если учесть количество поликлиник в регионе, получается, что ежемесячно количество подростков, вставших на учет по беременности, исчисляется десятками.
- Да, показатели по стране немного снизились: рождаемость среди матерей-девушек 15-17 лет уменьшилась с 3,9 до 3,5 на 1000 за 2024 год. Мы наблюдаем некоторое снижение, но это не значит, что проблема исчезла. Тысячи подростков все еще становятся матерями, часто неподготовленными. В сравнении с рядом стран с очень высоким уровнем подростковой беременности ситуация лучше, но говорить, что это редкие случаи, нельзя: это устойчивая социально-медицинская проблема, затрагивающая сразу два поколения - мать и ребенка, - говорит эксперт. - В группе риска - девушки 15-18 лет. Чаще всего это подростки из семей с низким доходом, неблагополучных районов, сельской местности, где хуже доступ к качественной медицине, психологам, досугу и достоверной информации.
- В отдельную группу риска входят девочки, рано вышедшие из школы, живущие вне родной семьи, а также пострадавшие от сексуального насилия и принуждения: значительная часть беременностей связана именно с этим, - добавила И. Айрих. - С психологической точки зрения чаще страдают девочки с низкой самооценкой, чувством ненужности, повышенной импульсивностью, склонностью к поиску острых ощущений, депрессией и тревогой, опытом тяжелых детских травм (насилие, алкоголизм в семье, постоянные конфликты). Отсутствие эмоциональной близости с родителями, слабый контроль в семье (никто не интересуется, где и с кем ребенок), неясные семейные ценности, легкость в отношении секса и алкоголя, наличие насилия или зависимости, а также пример очень раннего материнства у старших родственниц заметно повышают риск ранней беременности.
По словам эксперта, дети подростков-матерей относятся к группе повышенного риска по состоянию здоровью и социальным последствиям, хотя при хорошей поддержке многие развиваются нормально. У новорожденных чаще низкая масса тела при рождении, и часто возникает необходимость лечения в отделениях интенсивной терапии. Это связано и с физиологией (организм девочки-мамы еще растет), и с поздним обращением за медицинской помощью, неполноценным питанием, иногда сокрытием беременности.
- В долгосрочной перспективе у детей, рожденных подростками, чаще встречаются трудности в обучении, повторное оставление на второй год, жизнь в бедности и неполной семье, эмоциональные и поведенческие проблемы. Нередко они сами сталкиваются с неблагоприятным детским опытом - нестабильным жильем, конфликтами, отсутствием одного из родителей. То есть вопрос не только в возрасте мамы, а в сочетании очень раннего родительства с тяжелыми социальными условиями.
Как девочкам-подросткам избежать ранней беременности
- Чтобы не оказаться в ситуации нежелательной ранней беременности, девочкам в первую очередь нужны знания и навыки, а не только запреты. Важно понимать, как устроено собственное тело, менструальный цикл, как наступает беременность; знать, что такое согласие, и что секс без ясного «да» - это насилие, независимо от обещаний и давления, - говорит эксперт. - Осведомленность о современных методах контрацепции - презервативы, гормональные методы, внутриматочные спирали - реально снижают риск, тогда как «календарный метод», прерванный половой акт и надежда на случай - крайне ненадежны. Не менее важно уметь распознавать нездоровые компании и отношения: там, где нормой являются алкогольное опьянение, наркотики, давление по поводу секса «для доказательства любви», - риск всегда выше. Настоящий партнер готов обсуждать контрацепцию и ждать, пока девушка действительно будет готова. Отдельный защитный фактор - наличие у подростка реальных жизненных целей: когда учеба, профессия, проекты и мечты воспринимаются всерьез, риск разрушительных решений и игры судьбой значительно снижается.
Психолог И. Айрих регулярно проводит профилактические мероприятия для подростков, в том числе в школах.
- Мы обязательно обсуждаем на конкретных примерах, что может ждать беременную девушку, молодого человека и ребенка в будущем как в плане здоровья, так и социальных и образовательных последствий, - пояснила она. - Ребята очень вовлечены в обсуждение, активно задают вопросы и делятся мыслями. Мы говорим о том, что девушкам нужно уметь говорить «нет», а молодым людям - учиться брать ответственность за себя, за своего партнера и будущее потомство.
- Семья - один из ключевых факторов профилактики ранней беременности, но было бы неверно возлагать всю ответственность за подростков исключительно на родителей, полностью игнорируя бедность, насилие, качество образования и медиасреду, - продолжает спикер. - Банально звучит, но дети должны получать половое воспитание не на улице, а от родителей, их умения находить с подростком общий язык, умения слушать и слышать. Не стоит стесняться разговаривать с подростком на тему контрацепции и последствий полового акта. Лучше всегда стараться поддерживать с ребенком дружественные отношения, чтобы быть в курсе изменений в его личной жизни и при необходимости помочь советом или поддержать морально. Исследования показывают, что в семье очень важны эмоциональная близость между родителями и детьми, уважительное отношение; разумный, а не тотальный контроль (знание, где и с кем ребенок, без превращения дома в казарму); и открытые, честные разговоры о теле, отношениях, сексе и контрацепции без табу и запугивания. Когда подросток чувствует, что у него есть хотя бы один взрослый, с которым можно обсудить любые темы без страха, риск принятия неверных решений заметно падает.
Школа и молодежный центр здоровья лишь дополняют семью: они могут давать научно достоверное сексуальное и репродуктивное просвещение, формировать чувство принадлежности и значимости, предлагать альтернативы в виде спорта, творчества, волонтерства. Общественная и медийная атмосфера тоже играет роль: обилие сексуализированного контента и порнографии без обсуждения создает у подростков искаженные представления о норме. Задача общества не в тотальных запретах, а в развитии критического мышления, медийной грамотности и ценностей уважения к себе и другим. Когда семья, школа, медиа и социальная политика работают в одном направлении - в сторону защиты достоинства ребенка и реальных жизненных перспектив, уровень подростковой беременности значительно снижается.
По мнению специалиста, чтобы снизить риск ранних беременностей, важно вести разговор с юными казахстанцами, в том числе таразцами, аккуратно освещать тему близости и взаимоотношений между девушкой и юношей.
- Родителям нужно перестать бояться говорить с детьми о взрослении, обществу следует перестать избегать обсуждения этой темы и создать условия для открытости и помощи. Вместе с тем школам, поликлиникам, госорганам нужно обеспечить доступ к информации, репродуктивному здоровью, консультациям.
Подростковая беременность - не досадная случайность, а результат недостатка информации, знаний, поддержки и ответственности. Работаем над этим - значит, даем подросткам шанс на осознанное и безопасное будущее.
О влиянии Интернета
Само по себе это неплохо. Моя дочь, например, освоила компьютер раньше нас в 1996 году. И с тех пор не просто живет, но работает в нем. Мы живем в другой исторической культурной среде, нежели наши предки. Сейчас неограничен доступ к информации, которая, будем говорить откровенно, развращает умы и будит сексуальное влечение. Информационная среда просто напичкана доступностью для любых потребителей. И, к сожалению, за всем не уследишь. За контентом, кажется, родителям невозможно угнаться и посмотреть, чем ребенок занят и увлекается. Потому, возможно, в современном обществе родители уже не имеют влияния на подростков. И те больше предоставлены сами себе. Живут под одной крышей, питаются, но не общаются, не доверяют друг другу. Ребенок по большей части находится под влиянием друзей, улицы, случайных знакомых.
Но чтобы влиять на ребенка, общаться и дружить с ним, родителям придется меняться, изучать среду, в которой вращаются их дети, получать много новых знаний. Вспомним, что родительство - не для трусливых, постараемся быть компетентным источником сведений для своего чада, чтобы он хотя бы прислушался и учел ваше мнение.
Пусть дети не спешат взрослеть, пусть научатся мечтать и достигать своих целей! Пусть они состоятся в жизни, прежде чем решатся стать родителями и подарить вам внуков.
Юрий ЕФИМОВ,
фото автора