Открывая заседание, Генеральный Прокурор подчеркнул, что меры по снижению аварийности соответствуют идеологии «Закона и Порядка». Главная задача — укрепление верховенства закона и формирование социальной ответственности каждого участника дорожного движения. В обществе необходимо развивать культуру вождения и нетерпимость к правонарушениям.
Б. Асылов отметил, что глава государства в Послании народу Казахстана от 8 сентября 2025 года акцентировал внимание на личной ответственности граждан за собственную безопасность и безопасность окружающих.
Основной причиной ДТП остаётся несоблюдение правил дорожного движения.
Анализ показал, что 81% виновников аварий ранее не раз привлекались к ответственности за нарушения ПДД, что свидетельствует о высокой повторности. Например, в ВКО водитель совершил 32 нарушения за год, 13 раз допустил превышение скорости. 8 января выехал на встречную полосу, в результате погиб сам и два его пассажира. Такие случаи повторяются ежегодно.
В другом случае, водитель за последние два года совершил 72 нарушения ПДД, из них только в 2025 году был 30 раз привлечен за превышение скорости движения, как итог 30 августа т.г. в г.Алматы допустил наезд на пешехода со смертельным исходом.
Генеральный Прокурор также подчеркнул необходимость усиления контроля за выдачей водительских прав, исключения коррупционных рисков и обеспечения прозрачности процедуры. Случаи незаконного получения удостоверений будут рассматриваться как фактор, повышающий угрозу для общества.
Кроме того, одним из основных факторов, создающих прямую угрозу безопасности является сооружение самовольных выездов, пересечений и примыканий на автомобильных дорогах, не соответствующих установленным нормативам. Не соблюдаются требования о минимальном количестве примыканий к большим трассам.
К примеру на автодороге «Астана – Шидерты – Павлодар – Успенка – Граница РФ» спроектировано 48 примыканий, из них 28 – с нарушениями допустимого расстояния. На участке протяженностью 7 км в районе поселков Коянды и Бірлік-Бек Акмолинской области имеются 17 незаконных примыканий, сооруженных самовольно местными жителями. С ними проводится разъяснительная работа.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 19-2 Закона Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах» проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать безопасное расположение примыканий и пересечений.
Также, значительная часть тяжких ДТП совершается на минивэнах, задействованных в междугородних такси, с правым рулевым управлением, что несоответствует техническим требованиям.
Имеют место факты совершения ДТП водителями, имеющими медицинские противопоказания управлению транспортными средствами. Такое положение дел привело к трагедии в Урджарском районе области Абай, где водитель, страдающий эпилепсией, в результате приступа допустил наезд на 6 детей, 4 погибли, 2 пострадали.
В отношении таких правонарушений должна применяться незамедлительная правовая реакция. Органы государственного управления представляют адресные предложения по своим направлениям и целевым группам, включая использование научного потенциала образовательных и правоохранительных учреждений.
Для системной профилактики повторных нарушений участники заседания предложили внедрить балльную систему учёта нарушений ПДД с цифровой фиксацией. Она позволит своевременно выявлять и отстранять злостных нарушителей от вождения. При достижении порогового уровня баллов недисциплинированные водители будут направляться на пересдачу экзаменов, что повысит качество подготовки и дисциплину на дорогах.
В рамках реализации Концепции «Закон и Порядок» расширяется перечень мероприятий, направленных на повышение дорожной дисциплины и снижение аварийности. Особое внимание уделяется принципу нулевой терпимости к грубым нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью людей.
Ответственные госорганы не только усилят контрольные и надзорные функции в этих сферах, но и проведут широкомасштабные разъяснительные акции с населением о необходимости соблюдения требований закона для недопущения гибели и ранений на дорогах страны.
Генеральная прокуратура РК