Мнение

По тонкому льду

Как избежать самоубийств среди подростков и молодёжи

Уход ребенка из жизни, добровольный или под давлением со стороны, - страшная трагедия для семьи и общества. Предотвратить такое развитие событий вполне возможно, если больше уделять внимания подросткам. И тут особенно важна роль семьи, школы и специалистов-психологов.

 

Контрольная для взрослых

На самоубийство решаются, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки и молодежь. Не следует думать, что суициды среди молодежи вызваны причинами социальными. И в эпоху СССР такая проблема существовала, и гораздо раньше.

Летом 1989 года с перрона железнодорожной станции Джамбул под приближающийся поезд спрыгнула на рельсы 16-летняя школьница. Позже выяснили, что причина происшедшего - несчастная любовь. Девушка имела отношения с 25-летним женатым мужчиной, последовала беременность. Партнер предложил лишь оплатить аборт, с родителями девушка говорить боялась и в конце концов решила уйти из жизни. В итоге погибли двое - она и нерожденный ею ребенок. Кто виноват в трагедии, понятно. Что это за семья, где дочь, скорее готова броситься под поезд, чем открыть свою беду родителям?

Точно в такую же ситуацию попала соседка-десятиклассница. Ее родители нашли повесившейся в прихожей квартиры.

В советское время многие родители, так страшно потерявшие детей, оправдывались: мол, большая занятость на работе, сил и времени вечером не было даже на разговор по душам… Да и сейчас, обеспечить семью средствами для существования совсем нелегкая задача. И что? Пусть дети растут, как сорная трава? Улица их сама научит, правда, тому, о чем мамы и папы пожалеют.

Статистика за 2015-2024 годы в Казахстане показывает, что ситуация с суицидами стабильно высокая. В среднем каждый год сводят счеты с жизнью от 3600 до 4000 казахстанцев. На людей в возрасте от 35 до 44 лет приходится четверть смертей по своей (или не очень) воле. Стабильным оставалось количество самоубийств и среди молодежи. В прошлом году ушли из жизни 63 подростка в возрасте до 14 лет, 141 - в возрасте от 14 до 17 лет, 362 - от 18 до 24 лет. Три четверти жертв суицида в этой категории - мальчики и парни. Школьники и студенты делают свой страшный выбор, шагнув в бездну с крыши многоэтажки, наглотавшись таблеток либо перерезав вены.

Что их толкает к роковому шагу?

- Суицид - это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл, - объясняет психолог молодежного центра здоровья поликлиники «Мейирим» Ирина Айрих. - Вообще, суицид - это сложная психобиосоциальная проблема, состоящая из трех компонентов. Первый компонент - это биологический, но вопрос генетики пока не имеет надежных данных. Ни одно научное исследование достоверно не подтвердило генетическую предрасположенность к суициду. Если рассмотреть этот компонент, то общее состояние нервной системы человека должно быть стабильным, не расшатанным, все процессы должны происходить нормально, всех микроэлементов для жизнедеятельности должно быть достаточно.

Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Участие со стороны взрослых и своевременная психологическая помощь, оказанная подросткам и молодежи в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать многих трагедий.

Подростки девушки и юноши много времени проводят в учебных заведениях. И в профилактике суицидов важна роль педагогов.

- Классные руководители интенсивнее и глубже других работников общаются с детьми на уроках, так и вне уроков, знают особенности их поведения, ситуацию в семье, наблюдают, как подростки проходят этапы взросления, как строят взаимоотношения со сверстниками и прочее, - говорит собеседница. - Именно классные руководители зачастую могут первыми увидеть тревожные признаки в поведении школьников и студентов, узнать о постигшем подростка горе, услышать их высказывания суицидальной направленности и привлечь к помощи такому ребенку других специалистов: психолога, социального педагога, оповестить родителей. Поэтому помощь педагога в своевременном выявлении кризисных подростков просто неоценима.

По мнению специалиста, педагогов надо обучать на семинарах, чтобы актуализировать их знания о способах выявления и коррекционной работы с подростками из группы риска; повысить уровень знаний о признаках, причинах и механизмах возникновения суицидальных намерений детей и подростков. Педагогам полезно узнать о вариантах суицидальной превенции; научиться правильному общению с детьми и подростками, имеющими признаки кризисного состояния и суицидального риска. Важна и профессиональная мотивация педагогов, чтобы они были готовы к профилактике суицидов среди детей и подростков.

Причины подросткового суицида

Ирина Айрих описывает сумму причин, по которым несовершеннолетние решают уйти из жизни.

- Могут быть потери личностные, разрыв романтических отношений, безответная любовь; смерть любимого человека; потеря работы; потеря «лица» в понимании жертвы. Возможно, имело место жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие. Могут сказаться на настроении подростка низкая самооценка, физическая непривлекательность, неуспеваемость в учебе, конфликты в семье и учебном заведении, страх наказания за какой-либо проступок.

Различают типы суицидального поведения. Демонстративное поведение - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это просьба о помощи. При демонстративном поведении она чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами.

Аффективное суицидальное поведение: подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Сильные негативные эмоции, обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток совершает суицидальные действия. При таком поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

- Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и эмоциональные, - говорит Ирина Айрих. - Так, важно услышать прямые и косвенные сообщения о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Мне все надоело, как меня все достали, без меня всем будет лучше, я никому не нужен, не вижу смысла в жизни». Могут прозвучать и шутки на тему самоубийства,

нездоровая заинтересованность вопросами смерти, рассуждения об утрате смысла жизни или разговоры прощального характера.

Поведенческие признаки: жертва раздает другим вещи, приводит в порядок дела, мирится с давними врагами. Демонстрирует радикальные перемены в поведении: ест и спит слишком мало или слишком много; становится неряшливым; пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с однокурсниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении;

проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. Есть и

ситуационные признаки: чувствует себя отверженным; живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье, алкоголизм); ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

- Все эти признаки внимательный педагог увидит в ходе наблюдения за потенциальным самоубийцей и личной беседы с ним. Однако наличие только одного из признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки, - дополнила специалист. - Подросток, всерьез думающий о самоубийстве, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо. В течение определенного времени человек выказывает определенные признаки кризисного состояния. И окружающие его люди могут вовремя их распознать и протянуть руку помощи. Очень важно педагогу, классному руководителю быть бдительным, регулярно вглядываться в подростков свежим взглядом, чтобы не пропустить признаков надвигающейся опасности.

- Будьте открыты и сосредоточены, если подозреваете суицид. Ваши честность, прямота и бесстрашие помогут отчаявшемуся подростку открыто поговорить о происходящем с ним и уменьшить его тревогу. Если он обнаружит, что вы интересуетесь им и не боитесь суицидальных мыслей, он может прийти к выводу, что суицид не решит его проблемы, - советует Ирина Айрих.

О профилактике суицидов

Развитие личностного потенциала ребенка, создание благоприятных условий для самораскрытия возможностей укрепит его веру в собственные силы, повысит самоуважения и уверенность в себе.

Именно для этого педагог создает и поддерживает с учащимися доверительный контакт; побуждает их делиться своими знаниями и мнениями; задает открытые вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов, и признает за молодым человеком право на собственное мнение.

Психолог адресовала общие рекомендации педагогам: отслеживайте и контролируйте резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся, дайте подростку понять, что он не один, проявляйте эмпатию, доброе участие, поддержку. Избегайте оскорблений и унижений учащихся, соблюдайте правила корректного и уважительного отношения к личности подростка при любых обстоятельствах

- На уроках гуманитарного цикла и классных часах чаще говорите о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех, - предлагает она. - Делайте упор на работу с семьей. Проведите родительское собрание в каждой группе по данной теме. Сообщайте директору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу, социальным педагогам о настораживающих признаках в поведении и состоянии учащихся. Очень важна своевременная информированность куратора о личностных кризисах учащегося (неудачная влюбленность, уходы из дома, возможное жестокое обращение в семье, открытый конфликт с преподавателем, буллинг в классе или отдельной неформальной группе). Каждый учащийся должен иметь номер телефона доверия.

Психолог дала также общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом: выразите заинтересованность личностью и судьбою подростка, задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере, используйте технику активного слушания, выясните, насколько ясный образ суицидального действия сформирован у подростка: суицидальный план; время и место исполнения, суицидальные мысли и попытки в прошлом; как он сам оценивает вероятность своего суицида.

- Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем выше риск успешного выполнения самоубийства, - говорит специалист. Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте подростка говорить о них, если это слишком болезненно. Однако попытайтесь ненавязчиво вернуться к этой теме еще и еще раз, всякий раз сворачивая тему при нежелании собеседника ее развивать. Побудите его высказать свои чувства в связи с проблемой. Спросите: приходилось ли ему ранее рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос может подтолкнуть подростка к мысли, что, возможно, главная его проблема заключается в социальной изоляции или самоизоляции. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены в работу по психологической поддержке и социальной адаптации подростка.

Собеседница напомнила, что, прежде всего, родителям нужно чаще беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе или колледже, создать благоприятный климат общения в семье,

открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы подростков.

- Взрослые должны проектировать будущее подростка вместе с ним, а не свое собственное будущее, помогать ему строить реальные цели в жизни и стремиться к ним, - напомнила она. - Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. С раннего детства научите его принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…». Воспитывайте у подростка привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья подростка. Не раздражайте постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей. Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов. Доведите до сведения ребенка информацию о возможностях детского телефона доверия.

Психолог Ирина Айрих обратилась через нашу газету к родителям школьников и студентов:

- Дорогие родители! Помните, что главная превентивная мера суицида - любовь, приятие. Подросток должен быть уверен: даже если весь мир против него, дома его любят и ждут. Это дает желание жить. Надеюсь, вы учтете мои советы и рекомендации и станете внимательнее наблюдать за детьми, оценивать их эмоциональное состояние и реакции, и компетентно помогать им в ситуации кризиса и суицидального риска.

Юрий ЕФИМОВ, фото автора