Меню
Сегодня, 19:43 / Знамя труда / Регионы

Истинный патриот

О хранителе музея села Масанчи

Истинный патриот Истинный патриот

История независимого Казахстана складывается из судеб людей, которые бережно хранят память о прошлом своей Родины. Один из них - учитель истории и хранитель музея села Масанчи Кордайского района Муса Губарович Лочь, человек, посвятивший свою жизнь сохранению культурного наследия дунганского народа как неотъемлемой части многонационального Казахстана.

 

Село Масанчи (историческое название - Каракунуз) Кордайского района относится к числу старейших населенных пунктов региона. Оно было основано в 1878 году дун­ганами, переселившимися на территорию современного Казахстана в 1877 году после поражения Дунганского восстания против Цинской империи. Возможность основать новое поселение была предоставлена благодаря гостеприимству казахского народа и разрешению властей Российской империи. С тех пор жители села проживают на этой земле уже на протяжении 148 лет.

За это время дунганское население Масанчи полностью разделило историческую судьбу казахского народа и других этносов, населявших данный регион. Представители этой общины внесли значимый вклад в культурное, экономическое и общественно-политическое развитие края. Подобно другим народам Казахстана, дунгане участвовали в национально-освободительном движении 1916 года, призывались в армию царской России в годы Первой мировой войны. В период Октябрьской революции жители Масанчи, как и население всей страны, разделились в своих взглядах, поддерживая либо отвергая происходящие преобразования. После установления советской власти они прошли через процессы коллективизации.

В годы Великой Отечественной войны жители села сражались на фронтах и трудились в тылу, приближая победу. В послевоенное время дунгане Масанчи активно участвовали в восстановлении и дальнейшем развитии экономики родного Казахстана. Многие представители этого населенного пункта были удостоены орденов и медалей за трудовые и боевые заслуги.

Являясь неотъемлемой частью народа Казахстана, дун­ганская община Масанчи в культурном плане не только сохранила элементы своей традиционной культуры, но и органично восприняла элементы казахской. Существенное влияние на этот процесс оказали межэтнические браки, которые начали практиковаться уже в первые годы после переселения дунган на территории Казахстана и Кыргызстана.

Одновременно жители села продолжали бережно сохранять свою этническую самобытность. Она проявлялась не только в языке, обычаях и обрядах дунганского народа, но и в особенностях хозяйственной деятельности, а также в системе питания. Дунганская кухня оказала заметное влияние на гастрономическую культуру не только Казахстана, но и всей Центральной Азии, а ее отдельные элементы в настоящее время получили распространение и на территории Российской Федерации. Более того, блюда дунганской кухни стали настолько популярными, что многими народами Центральной Азии они воспринимаются как собственные, традиционные, исконно нацио­нальные. Среди наиболее известных можно назвать лагман (дунг. «лёңмян»), мампар (дунг. «мянпяр»), манты (дунг. «манту», «бозы»), хошаны (дунг. «хуәшо») и другие.

Вместе с тем в культуре и одежде дунганского населения Центральной Азии, в том числе и села Масанчи, происходили и продолжают происходить заметные изменения. Уже в первые десятилетия после переселения, то есть в конце XIX века, мужчины-дунгане освоили казахский язык как средство межнационального общения. В этот же период они отказались от одежды китайско-маньчжурского покроя, заменив ее одеждой, характерной для казахов и кыргызов. Это было обусловлено тем, что мужчины чаще вступали в контакты за пределами своей общины.

Женщины-дунганки, наряду с одеждой тюркского покроя, в повседневном быту продолжали носить традиционную дунганскую одежду вплоть до середины 1960-х годов XX века. Позднее и женский костюм претерпел изменения, став практически идентичным одеж­де окружающего населения. В настоящее время традиционная женская одежда дунган сохранилась главным образом в свадебной обрядности, а также в модернизированном виде используется во время выступлений фольклорных коллективов, торжественных, школьных и культурных мероприятий.

Подобные процессы свидетельствуют о постепенном исчезновении многих элементов культуры дунган Казахстана и всей Центральной Азии. Одной из серьезных проблем остается сокращение словарного запаса дунганского языка, который используется преимущественно на бытовом уровне. Эта тенденция отмечается и на международном уровне: в Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, подготовленном ЮНЕСКО, дунганский язык отнесен к категории «уязвимых». Все это указывает на необходимость принятия мер по сохранению языка и культуры дунганского населения Казахстана и всего региона.

Частично эту важную функцию выполняет музей, созданный в селе Масанчи и официально именуемый историко-краеведческим кружком села Масанчи, который является филиалом Кордайского районного историко-краеведческого музея, основанного в 1980 году по инициативе председателя колхоза Исхара Юсуповича Лоу. Первым хранителем стал Хия Люширович Лаахунов - поэт и бухгалтер колхоза «Коминтерн».

Со временем фонд музея начал постепенно пополняться. Его смотрители работали на общественных началах, собирая экспонаты в виде пожертвований, а нередко приобретая их и за собственные средства.

С марта 2004-го по август 2012 года хранителем музея на общественных началах являлся Муса Губарович Лочь (28 февраля 1963 года рождения) - преподаватель истории и права Масанчинской средней школы № 12. Совмещая педагогическую деятельность с музейной работой, он приложил и продолжает прилагать значительные усилия для пополнения музейных фондов. Благодаря его настойчивости посетители музея имеют возможность увидеть предметы старины, многие из которых уже исчезли из повседневного быта дун­ган. За период его работы количество экспонатов увеличилось до 725 единиц.

Музей посещают не только жители Казахстана, но и иностранные гости. Туристы из Китайской Народной Республики, побывавшие здесь, с удивлением отмечают, что многие представленные экспонаты являются редкостью даже на их исторической родине, несмотря на то, что в КНР проживают около полутора миллионов дунган (хуэйхуэй).

В связи с ограниченностью музейной площади в марте 2004 года часть коллекции (79 экспонатов) была передана в среднюю школу № 12 села Масанчи. В экспозиции музея представлены образцы женской и мужской дунганской одежды, предметы домашнего обихода, изделия прикладного искусства: вышивки, украшенные вышивкой свадебные туфли невесты, традиционные лубки, выполненные женщинами для украшения жилища. Эти изображения, как правило, представляли цветы в вазах и имели символическое значение - пожелания здоровья и благополучия членам семьи.

В фондах музея также хранятся традиционные ювелирные украшения дунган, приобретенные хранителем за собственные средства, несмотря на то, что выплачиваемое ему вознаграждение не покрывало затрат на приобретение экспонатов. На внутренних стенах музея размещены редкие фотографии известных людей – как представителей дунганской этнической группы, так и выдающихся казахских деятелей, внесших значительный вклад в развитие села Масанчи.

Помимо предметов быта, в музее представлены и орудия труда дунганского населения, использовавшиеся в прошлом для выращивания и обработки сельскохозяйственной продукции. В рамках небольшой пуб­ликации невозможно подробно описать все культурное богатство, сохраняемое в музее.

Особо следует отметить, что усилиями Мусы Губаровича собрана обширная коллекция научных трудов и книг, посвященных истории, быту и участию дунганского населения в социальной и политической жизни Казахстана и бывшего СССР. Все эти материалы наглядно демонстрируют культурное многообразие Республики Казахстан и знакомят с неотъемлемой частью народа страны, которая вносила и продолжает вносить свой вклад в ее развитие и процветание.

Будучи искренним патриотом своей Родины, Муса Губарович Лочь и сегодня продолжает работать хранителем музея. Вместе с тем его серьезно беспокоит отсутствие преемника, который смог бы продолжить начатое им дело по сохранению культурной памяти дунган Казахстана. Хранитель после выхода на пенсию может лишиться возможности заниматься любимым делом. Молодежь же не соглашается брать на себя ответственность за музей из-за низкой заработной платы. Этот фактор представляет угрозу дальнейшему существованию музея и может привести к утрате исторической памяти не только о прошлом села, но и о культурном наследии Республики Казахстан в целом.

Несмотря на возраст, Муса Губарович полон решимости продолжать свою деятельность по сохранению музея. Он - учитель, скромный и неравнодушный человек, не имеющий высоких государственных наград, однако его труд был отмечен медалями «20 лет Ассамблее народа Казахстана», «25 лет Ассамблее народа Казахстана», а также нагрудным знаком «Алғыс» Ассамблеи народа Казахстана.

Автор настоящей публикации обращается к жителям села Масанчи и руководству Кордайского районного историко-краеведческого музея с призывом обратить внимание на судьбу филиала историко-краеведческого кружка села Масанчи и его хранителя.

Али ДЖОН,
старший научный сотрудник центра дунгановедения
и китаистики Национальной академии наук КР, кандидат исторических наук

Самые читаемые статьи недели: