Партии

Нестабильный стабфонд

Общественники рекомендуют убрать торговых посредников

Стабилизация цен на продовольствие - вопрос стратегический, поэтому относится к компетенции Правительства. Однако меры по регулированию цен на продукты питания часто не дают ожидаемых результатов.

 

Общественный совет города Тараза совместно с областным филиалом партии «Amanat» провел экспертизу с целью определения эффективности использования средств, выделенных на регулирование цен на социально значимые продовольственные товары на территории области. Доклад по результатам экспертизы обсужден на совместном заседании совета и филиала партии.

 

Цены кусаются

В регионе утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров из 19 наименований. Цены должны удерживаться на стабильном уровне министерствами и местными исполнительными органами. В случае, если предприниматель в погоне за прибылью необоснованно завышает цены, он должен нести ответственность.

В Жамбылской области вопросами регулирования цен занимается социально-предпринимательская корпорация «Тараз», учредителем которого является госорган. Нивелирование инфляции осуществляется путем интервенции продуктов питания через социальные магазины. Для накопления товаров создан стабилизационный фонд.

В текущем году стабилизационному фонду из республиканского и местного бюджетов выделено в общей сложности 8,9 миллиарда тенге.

Согласно информации, предоставленной СПК «Тараз», в стабилизационном фонде сформирован запас социально значимых товаров в объеме 24,5 тысячи тонн на общую сумму 6,5 миллиарда тенге. Из них 15,1 тысячи тонн размещены на предприятиях и в овощехранилищах, 9,4 тысячи тонн - непосредственно в стабилизационном фонде. В частности, на складах предпринимателей-поставщиков хранятся 588 тонн муки, 1010,3 тонны риса, 102,1 тонны гречки, 12,1 тысячи тонн сахара, 4537 тонн картофеля, тысяча тонн лука, 1368 тонн моркови, 937 тонн капусты, 589,7 тысячи литров подсолнечного масла.

Социально-предприни­мательская корпорация «Тараз» из года в год утверждает, что запасы социально значимых товаров имеются в достаточном объеме, и оснований для роста цен нет.

Несмотря на это, в Жамбылской области показатель роста цен достиг рекордного уровня по республике и составил 9,8 процента, тогда как средний республиканский показатель - 9,2 процента.

Согласно данным управления статистики, только за январь-сентябрь текущего года (за девять месяцев) цены выросли на муку пшеничную первого сорта - на 10 процентов; гречневую крупу - на 8,4; морковь - на 33,1; подсолнечное масло - на 11,4; сливочное масло несоленое - на 11,7; говядину - на 25; мясо птицы - на 14,6; айран - на 20,3; творог - на девять процентов; картофель - на 19,6; лук - на 63,9; белокочанную капусту - на 27,8; сахар - на 4,1; яйца - на восемь; соль - на четыре процента.

Департамент Агентства РК по защите и развитию конкуренции фактически демонстрирует
бессилие в вопросе контроля продовольственного рынка. Причина в том, что для проведения проверок и исследований требуется наличие жалоб со стороны государственных органов либо населения. Однако жители, привыкшие к постоянному росту цен, не проявляют активности в подаче обращений и жалоб.

При колебании цен на продовольственные товары стабилизационный фонд должен напрямую вмешиваться в ситуацию. Однако, по данным экспертизы, СПК даже не проводила исследований на эту тему. Вследствие отсутствия точного определения необходимого объема продовольствия в 2025 году по сравнению с 2024 годом цены на многие социально значимые продукты питания превысили прогнозируемый уровень.

По данным мониторинга, население Жамбылской области в год потребляет около семи тысяч тонн мяса. При этом объем произведенного в области мяса составляет 29 тысяч тонн, что в три раза превышает потребности региона. Кроме того, 85 процентов социально значимых товаров производится на местном уровне. Несмотря на это, ценовая ситуация в регионе остается нестабильной.

 

Выходите из тени

Предприниматели и торговцы объясняют рост цен увеличением курса доллара и подорожанием горюче-смазочных материалов. Однако жители уже привыкли к тому, что, однажды повысив цены, продавцы больше никогда их не снижают. Существуют ли механизмы ограничения такого поведения, на сегодняшний день остается неясным.

Все указанные проблемы обусловлены отсутствием прозрачности. Из-за недостатка открытости ни население, ни представители малого и среднего бизнеса не владеют информацией о стабилизационном фонде социально-предпринимательской корпорации «Тараз». Сведения о деятельности фонда практически не доводятся до общественности. Между тем стабфонд ежегодно обязан закупать утвержденные органами власти социально значимые продовольственные товары у местных крестьянских хозяйств и реализовывать их населению по доступным ценам. Однако на практике корпорация приобретает продовольственную продукцию у крупных производителей.

При этом представители малого и среднего бизнеса не знают, каким образом можно участвовать в закупках стабилизационного фонда, поскольку социально-предпринимательская корпорация «Тараз» не размещает эту информацию на своем официальном сайте.

Кроме того, местные сельхозпроизводители, хотя и слышали о существовании центра обслуживания инвесторов и предпринимателей, не осведомлены о его функциях и направлениях деятельности. Это связано с тем, что разъяснительная работа в районах области фактически не проводится.

Из доклада по итогам экспертизы следует, что в связи с отсутствием утвержденного порядка и правил проведения конкурсов по государственным закупкам СПК «Тараз» получила возможность проводить тендеры по собственному усмотрению, не обеспечивая прозрачности и объективности закупочных процедур. В результате здесь отказывают производителям, подавшим документацию на конкурс, и отдают предпочтение поставщикам-посредникам, которые сами не занимаются производством сельскохозяйственной продукции, а лишь перепродают ее. Но, согласно требованиям, поставка товаров должна осуществляться напрямую от производителя без участия посредников.

Кроме того, со стороны СПК «Тараз» наблюдается безразличие к росту цен на жизненно важные товары, потребляемые населением, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных на нее целей и задач. В результате страдают не только местный бюджет, но и субъекты предпринимательства, а также социально уязвимые слои населения.

Результаты экспертизы, проведенной Общественным советом, свидетельствуют о том, что в текущем году на стабилизацию цен на продовольственные товары в регионе израсходовано 8,9 миллиарда тенге. Однако ощутимых результатов это не принесло.

Следует отметить, что бюджет социально-предпринимательской корпорации «Тараз» остается неизвестным, а ее отчетность не регулируется нормативными документами. Вместо безвозмездной поддержки предпринимателям предлагается механизм, предполагающий изъятие собственности, что вызывает закономерный вопрос: является ли это поддержкой предпринимательства?

 

Про склады и магазины

Со стороны корпорации отсутствует надлежащий контроль за реализацией продукции стабилизационного фонда, а деятельность социальных павильонов не выстроена должным образом.

В Таразе открыто 11 социаль­ных магазинов, еще один - в селе Бауыржан Момышулы Жуалынского района. Все указанные торговые объекты принадлежат ТОО «Социальные павильоны». Кроме того, торговые точки стабилизационного фонда представлены на рынках и в отдельных супермаркетах.

Утверждать, что эти объекты в полной мере обеспечивают потребности социально уязвимых слоев населения в продуктах питания, не представляется возможным. Причиной тому является низкое качество овощей и фруктов, представленных в этих торговых точках, вследствие чего продукция не пользуется спросом. При этом в магазинах «Корзинка» и торговых точках, реализующих товары по оптовым ценам, аналогичную продукцию можно приобрести с разницей всего в 5-10 тенге, имея возможность выбрать товар лучшего качества.

Известно, что в частных торговых точках отдельные полки для социально значимых товаров, как правило, не предусмотрены. По имеющейся информации, обеспечение магазинов социально значимыми товарами осуществляется путем заключения договоров с предпринимателями-посредниками, что свидетельствует о наличии лишнего звена в цепочке поставок. Очевидно, что присутствие посредника неизбежно способствует росту цен.

В качестве примера рассмотрим социальный магазин в селе Бауыржан Момышулы. В павильоне
площадью около 200 квадратных метров в социальном уголке предлагаются увядшая и неочищенная от грязи морковь по 190 тенге за килограмм; мелкая капуста размером чуть больше яблока с потемневшими из-за длительного хранения листьями по 180 тенге за килограмм; картофель, частично подгнивший вследствие ненадлежащего хранения, по 190 тенге за килограмм; мелкие куриные яйца по 62 тенге за штуку, а также иные социально значимые продукты питания сомнительного товарного вида.

В павильон практически не заходят покупатели, что свидетельствует об отсутствии доверия со стороны населения.

Аналогичные проблемы, связанные с качеством продукции, сложились и в социальных магазинах, расположенных в областном центре.

Ввиду отсутствия в собственности стабилизационного фонда овощехранилищ он не имеет возможности формировать стратегические запасы продовольствия. Участники экспертной группы считают, что корпорация не желает заниматься данным вопросом, ссылаясь на высокие затраты на содержание складских помещений, и закупает у посредников дешевые и низкокачественные овощи и реализует их через социальные торговые точки.

Во время рейдов с участием представителей власти на прилавках городских магазинов демонстра­тивно выставляются отдельные продовольственные товары по сниженным ценам, что создает внешне привлекательную картину. В результате формируется иллюзия того, что на полках социальных магазинов города в изобилии представлены продукты по социальным ценам, и население пользуется ими на постоянной основе. Такая картинка преподносится вышестоящим органам, создавая впечатление, что социальный продовольственный фонд для малообеспеченных семей достаточен, а цены полностью находятся под контролем.

Если бы корпорация располагала собственными складскими помещениями и на договорной основе закупала продукцию у фермеров непосредственно с полей, проблемы качества и ценообразования не возникали бы. В качестве примера можно привести ситуацию, когда весной в селах Жуалынского района цена на картофель выросла до 340 тенге за килограмм. Оказывается, весь урожай еще осенью был скуплен посредниками непосредственно на полях. В результате местным исполнительным органам пришлось организовывать поставки картофеля из других регионов.

 

Выросла борода

Еще три года назад, в июне 2022 года, деятельность стабилизационного фонда была предметом общественного мониторинга и анализа, проведенных Таразским городским общественным советом. В ходе исследования работы социально-предпринимательской корпорации «Тараз» при реализации инвестиционных проектов выявлены антиконкурентные практики, нецелевое использование средств, злоупотребление служебными полномочиями во взаимодействии с государственными органами, а также неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных Правительством. За это СПК «Тараз» подверглась жесткой критике со стороны Общественного совета.

Общественный совет направил письма в правоохранительные органы для принятия мер и устранения нарушений. В августе 2022 года департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области опубликовал итоги антикоррупционного анализа деятельности социально-предпринимательской корпорации «Тараз».

В частности, указано, что руководство корпорации в ходе государственных закупок отдавало предпочтение отдельным посредникам-предпринимателям, не занимающимся производством продовольственной продукции; допускало незаконное распределение земельных участков, находящихся в собственности учреждения; инвестировало средства в проекты, заведомо зная об их неэффективности.

В 2022 году департамент Агентства РК по защите и развитию конкуренции вынес предупреж­дение социально-предпринимательской корпорации «Тараз» с требованием в течение 30 дней прекратить незаконное распределение земельных участков, находящихся в ее ведении, под строительство жилых домов и коттеджей, не входящих в перечень инвестиционных проектов, утвержденных Правительством как приоритетные к реализации.

В 2023 году антимонопольным департаментом выявлены факты, когда СПК «Тараз» вместо создания новых производств и объектов по выпуску инновационной продукции предоставляла земельные участки под строительство ресторанов, торговых домов, автозаправочных станций, автомоек, коттеджей и многоквартирных жилых домов. При этом конкурсный отбор для предоставления земельных участков не проводился.

В марте 2023 года вокруг регионального стабилизационного фонда разгорелся крупный скандал, связанный с исчезновением товарно-материальных ценностей на сумму около 500 миллионов тенге.

В ходе проверки, проведенной Жамбылской областной ревизионной комиссией в 2024 году по вопросам использования СПК «Тараз» бюджетных средств, выделенных на поддержку предпринимательства, а также в деятельности стабилизационного фонда, установлено незаконное расходование 3800 миллионов тенге.

Кроме того, по результатам аудиторской проверки предпринимателей, использовавших средства, выделенные стабилизационному фонду на основании договоров с корпорацией, выявлены нарушения финансовой дисциплины на сумму два миллиарда тенге.

Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день СПК «Тараз» является убыточным предприятием. Для формирования достаточного объема продовольственных товаров в стабилизационном фонде по так называемой оборотной схеме были предусмотрены значительные суммы, которые предприниматели удерживали в обороте вместо закупки продовольственных товаров, а отдельные лица использовали финансы в личных целях.

В августе 2024 года в целях стабилизации резко возросших цен на мясо, превысивших отметку 4000 тенге за килограмм, комиссия приняла решение о выделении из средств стабилизационного фонда 140 миллионов тенге крестьянскому хозяйству «Шаңырақ» для закупки 40 тонн говядины по оборотной схеме под 0,01 процента годовых с целью снижения цены до 3500 тенге. Однако по неизвестным причинам выделенные средства не были своевременно использованы по целевому назначению и продолжительное время находились на расчетном счете хозяйства. За этот период в результате рыночной конкуренции цены на мясо снизились до 3200 тенге.

При этом выделенные суммы не направлены на стабилизацию цен на другие социально значимые продовольственные товары, не возвращены в бюджет и фактически остались у крестьянского хозяйства в рамках оборотной схемы в течение последующих полутора лет, принеся ему выгоду.

 

Империя долгов

Общая задолженность товариществ с ограниченной ответственностью, крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, получивших средства по оборотной схеме в 2020-2022 годах и не вернувших их по сей день, составляет 583 миллиона тенге.

В качестве примера можно привести частное предприятие «Империя», принадлежащее тому же предпринимателю, который владеет ТОО «Социальные павильоны». По договору от 20 августа 2021 года ЧП получило 138 миллионов тенге. Затем 29 июля 2024 года заключено дополнительное соглашение, общая сумма задолженности составила 175718500 тенге с обязательством полного погашения долга до 31 декабря 2025 года. Однако, несмотря на приближение срока возврата, 141718 тысяч тенге, то есть 80,6 процента указанной суммы, еще не возвращены.

В ходе экспертизы, проведеной Общественным советом в 2022 году, установлено, что, несмотря на систематическое нарушение сроков возврата, руководство СПК «Тараз» неоднократно продлевало ЧП «Империя» сроки погашения задолженности.

Экспертиза также выявила, что при предоставлении займов субъектам предпринимательства не учтены ключевые требования по обеспечению исполнения долговых обязательств, такие, как получение залогового обеспечения, банковская гарантия, заключение договора страхования либо наличие гарантийных обязательств третьих лиц, что напрямую способствовало невозврату выданных займов.

Результаты мониторинга показали, что СПК «Тараз» фактически осуществляет деятельность без единых правил и регламентов, выполняя роль посредника, и при этом не пользуется доверием жителей.

Авторы доклада пришли к выводу, что социально-предпринимательская корпорация «Тараз» вместо того чтобы оказывать поддержку бизнесу, сама становится источником его проблем. Поэтому представители гражданского общества рассматривают СПК «Тараз» как экономически неэффективный институт управления государственной собственностью, подлежащий ликвидации. Этот вопрос уже поднимается народными избранниками с высоких трибун. Глава государства также давал поручения обеспечить прозрачность деятельности квазигосударственных структур и усилить контроль за их работой. Теперь остается ждать, какие меры будут приняты на практике.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА