Меню

Забавный случай с Бауке

Теплые воспоминания о великом Батыре

Забавный случай с Бауке Забавный случай с Бауке

В Алматы у батыра Бауыржана было много друзей, в основном среди деятелей литераторы, искусства и науки, но он поддерживал дружеские отношения и с партийными, государственными руководителями. Мои родственники тоже дружили, общались с Бауыржаном Момышулы, позже опубликовали свои воспоминания о нем в журналах и книгах. Хочу поделиться с их некоторыми свидетельствами.

Супруги Турсын Махметов и Салима Кульжанова воспитали пятерых детей. Жили и трудились в Алматинской и Талдыкорганской областях, тесно дружили с Бауыржаном Момышулыи Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Муқановым, Рахимжаном Кошкарбаевым, Еркегали Рахмадиевым, Калтаем Мухамеджановым, Сакеном Жунисовым, Хакимжаном Наурызбаевым, Евнеем Букетовым, Шота Валихановым и другими, известными в народе деятелями.

Турсын ага работал первым секретарем райкомов партии в Алматинской и Талдыкорганской областях, пользовался большим уважением в народе. Его род происходил от знаменитых биев и ага-султанов (старшие султаны), из рода торе. Предок Токсанбай би был женат на родственнице Шокана Уәлиханова и в качестве знаменитого ага-султана в 1862 году поехал в Петербург, получив приглашениена празднование 250-летия династии Романовых, где получил орден из рук императора.

Его супруга Салима Жумагуловна Кульжанова (1925–2013) – педагог. Ее род связан со святым Анет-баба Кишикулы (1626–1723), наставником Таукехана и учителем Теле би, Казыбек би, Айтеке би. Начало ее трудового пути благословил сам Мухтар Ауэзов.

Салима апа опубликовала воспоминания о батыре Бауке в журнале «Білім және еңбек» и в книге «Тұрсын Махметов. Естеліктер жинағы» (Талдыкорган, 2019). В одном из эпизодов она описывает забавный случай, произошедший с Б. Момышулы: «Моего шала (пожилой мужчина. –Прим. авт.) знали многие люди. Он несколько лет был руководителем хозяйств, а затем и первым секретарем районных партийных комитетов в Алматинской и Талдыкорганской областях. У него было особенное отношение к литературе и искусству. Может, поэтому в свое время о Турсыне тепло отзывались отдельные поэты и писатели, начиная с Мукана (Мухтар Ауэзов). У него были дружеские отношения с Габитом Мусреповым, Габиденом Мустафиным и другими представителями литературы и искусства. Особенно уважительные отношения были с Бауке.

Когда Б. Момышулы бывал в наших краях, обязательно заезжал к нам. Не раз сидел за нашим дастарханом. Он уважал Турсына. И Турсын говорил: «Хоть в народе и считают его неукротимым, но он человек с чистой душой». Когда он бывал у нас дома, то выстраивал детей и заставлял маршировать, командуя ими.

Было это приблизительно в 1974 году. Как-то выехал Баукен из Алматы в сторону Капал-Арасана. Не могу сказать точно – в гости или на отдых. В то время мы жили в Кировском районе Талдыкорганской области. В спешке Баукен забыл дома часы. В дороге вспомнил: «Здесь же живет Турсын!» и заехал в районный комитет партии. В это время там шло заседание бюро. Но это его не остановило. Невзирая на предупреждения секретарши, он вошел в зал заседания и по военной привычке, приложив руку к виску, произнес: «Товарищ первый секретарь, к вам прибыл гвардии полковник Бауыржан Момышулы!» и замер. Затем быстро подошел к нему и сказал: «Есть на руке часы? Дай мне!». Надев часы на руку, сказал: «До свидания!» и молча вышел. Все присутствовавшие застыли, первый руководитель не проронил ни слова...

Вечером Турсын, вернувшись домой, недоуменно рассказал об этом: «Как понимать действия Баукена?» Мы также ничего не поняли.

Позже, возвращаясь назад, Баукен заехал к нам. И тогда пояснил свои обстоятельства. 

«Напугали Вы нас!», – засмеявшись, сказал Тұрсын. Позже, вспоминая этот случай, мы поняли, что дорогой наш Баукен проявил своеобразный «каприз» (еркелік) перед младшим товарищем, которого любил и с доверием к нему относился». 

Моя мать, Нагима Кульжанова, педагог и специалист по казахскому языку и литературе, с юности дружила с будущей супругой Бауыржана Момышулы – Гайникамал Баубековой (в кругу близких и друзей ее называли Камаш). Б. Момышулы и Камаш поженились в 1961 году. В свободное время обе подруги встречались, чтобы поговорить о своем. Я два-три раза школьницей бывала с матерью в квартире народного батыра, где в детской комнате беседовали и рассматривали книжки с двумя дочерьми Камаш апа.

Но впервые мама увидела Бауыржана еще в годы войны, когда он приехал в Алматы лечиться после ранения на фронте. Ее воспоминания вошли в книгу Медгата Исагали (2000). Привожу отрывок из ее воспоминаний:

«Период войны. Трудное время. Нелегко выживать. Надо было найти дополнительную работу. Рассказала дяде Кенже о своем положении. Он был в хороших отношения с Каныш ага (Сатпаевым. –Прим. Авт.) и познакомил меня с ним: «Нагыш (уменьшительное от имени Нагима. – Прим. Авт.) – моя сестренка. Надо бы ее устроить на легкую работу». Каныш ага обещал помочь. Он сдержал слово и принял меня на работу машинисткой. Заодно выполняла курьерские обязанности. Иду туда, куда пошлет Каныш ага. Однажды он послал меня на квартиру Баукена. Тогда я впервые увидела его. Это было время, когда он приехал из фронта на отдых. Жил он в том месте, где сейчас стоит памятник Амангельды. Так я окончила учебу...».

Нурлан, сын Турсына ага, в книге об отце приводит воспоминания, как в детстве отец привел его в кабинет Рахимжана Кошкарбаева, познакомил с ним и спросил: «Ты знаешь, кто водрузил Знамя Победы на Рейхстаг?»

Я ответил: «Кантария и Егоров». Тогда отец рассказал мне о подвиге Рахимжана в Берлине. На столе стояла фотография, где он был запечатлен вместе с маршалом Г.К. Жуковым. Отец сказал: «Маршал никогда не стал бы фотографироваться у Бранденбургских ворот, обнявшись с каким-то случайным капитаном». 

В то время в Казахстане Р. Кошкарбаев был малоизвестным героем, потому был очень скромным. Только благодаря поддержке Баукена его подвиг получил признание, и он стал известен народу.

О Бауыржане Момышулы Нурлан вспоминает так:

«Бауыржан ага часто приезжал к нам и останавливался в нашем доме. Я учился в школе. Каждое утро он просил меня завязать ему бант. Этот бант ему подарил президент Кубы Фидель Кастро. Галстуки он не любил носить, – ему нравился бант. Как человек военный, он требовал, чтобы все было исполнено точно, тщательно проделано.

Если я завязывал бант криво, он устраивал мне строевую подготовку прямо в комнате, командуя громким голосом.

Бауыржан ага подарил мне книгу Александра Бека «Волоколамское шоссе», а Касым Кайсенов –«В тылу врага». Отец говорил: «Будь похожим на этих людей, они готовы отдать жизнь за народ». Эти слова я храню в памяти навсегда».

 

Пояснения:

1. Кенже ага – Ташпык Кутжанов (1904–1952, родственники звали его Кенже ага – младший брат моего деда). Его имя называют среди первых учителей в республике. В последствии военный, в 30-е годы прошлого столетия был командиром кавалерийского полка, друг Мухтара Ауэзова. 

2. Касым Кайсенов – фронтовик-партизан, Народный герой Казахстана, писатель.

(перевод автора с казахского)

 

 

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов Казахстана

Самые читаемые статьи недели: