Комментарии

О правах и правилах

Что нужно знать будущему автолюбителю

В настоящее время в обществе наблюдается высокая потребность в транспортном сообщении. Если автомобили ранее воспринимались как признак благосостояния, то сегодня они стали обычным средством для удовлетворения повседневных нужд.

 

Более того, в последние годы в стране наблюдается рост числа транспортных средств. По данным национальной статистики, на 1 декабря текущего года в Казахстане зарегистрировано 5843358 автомобилей. Основную долю автопарка в стране составляют 4898203 единиц автомобилей категории «В». Наибольшее количество транспорта в Алматы - 718 тысяч, наименьшее - в Улытауской области - 33418. В Жамбылской области зарегистрировано 310426 автомобилей.

Что касается сути вопроса, поскольку преобладает, как уже упоминалось выше, доля транспортных средств категории «В», то готовят водителей в основном автошколы. В настоящее время в Жамбылской области действуют 25 автошкол. Владельцы жамбылских автошкол, обучающих курсантов, желающих получить водительские права, обеспокоены тем, что автодром в специализированном центре обслуживания населения № 1 в Таразе, относящемся к Жамбылскому областному филиалу государственной корпорации «Правительство для граждан», где следуют практические экзамены для кандидатов на получение водительских прав, не действует уже почти три месяца. По этой причине граждане, чтобы сдать экзамен и получить водительские права, вынуждены ехать в другие города. Согласно требованиям, первый этап экзамена должен проводиться инструктором автошколы на автодроме, на втором этапе - вождении в пределах города - инструктор также должен быть рядом. В такой ситуации необходимо внести изменения в приказ руководителя департамента полиции Жамбылской области от 12.02.2025 года № 169 н/і (номенклатурное дело) «О создании комиссии по практической экзаменации кандидатов на получение водительских прав». В целом это приложение утверждено приказом министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862 «Об утверждении Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, подготовки водителей механических транспортных средств, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и реализуется в соответствии с пунктами 43 и 75-1 Правил приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Поэтому 1 октября был издан приказ на основании письма, направленного 19 сентября текущего года Жамбылским областным филиалом акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» в департамент полиции.

В связи с тем, что от жителей области поступили жалобы на отсутствие в центре обслуживания населения по Жамбылской области автодрома для сдачи практического экзамена по категориям «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «ДЕ», «Д1Е», «Д», «Д1» (для людей с ограниченными возможностями), в названный приказ за номером 169 н/і внесены дополнения, согласно которым создана комиссия по приему практического экзамена и утвержден ее состав. Дополнительно приложены схема и техническая документация автодрома. Но все же остается непонятным, почему со времени выхода приказа практические экзамены не проводятся.

Председатель профессионального объединения «Аулие-Ата Автомектеп» Еркен Молдакаримов написал письмо в центр обслуживания населения по поводу данной проблемы. По его словам, в вышеупомянутом приказе есть существенные недочеты, связанные с категориями водителей транспорта.

- На сегодняшний день нет ясности вот в каком вопросе. Конкретно не показано, что экзаменационные комиссии Астаны, Алматы, Шымкента и областных центров должны принимать экзамены у курсантов автошкол при отсутствии автоматизированного автодрома и его непригодности, непригодности транспортного средства, а также при неисправности транспортного средства, подготовке водителей механического транспорта категорий «С», «D» и «Е» по направлениям местных органов военного управления по категориям «С1», «D1» и у курсантов, призванных на воинскую службу Министерством обороны Республики Казахстан и Национальной гвардией. Автодром не работает с 1 октября. Также в ответе на мои замечания по поводу непригодности автодрома к эксплуатации и порядку приема практического экзамена сказано следующее. Договор между филиалом и ТОО «Интегра-С» заключен 11 апреля. Там указаны ремонт системы автодрома и оказание услуг специализированному центру обслуживания населения филиала, расположенного в Таразе по адресу: проспект Толе би, № 198а. Сколько времени прошло с тех пор? В предложенном ТОО «Интегра-С» акте технического обследования от 3 октября указано, что в результате инструментальной и программно-аппаратной диагностики оборудования контроля светофора, входящего в программно-аппаратный комплекс «Автодром», выявлен дефект - неисправность модема. Поэтому эта неисправность позволяет получателям услуг сдать экзамен по предварительной брони и пройти практический экзамен. Беспокоит и то, что не указаны сроки по устранению неполадок автодрома. Жамбылцы, изучив теорию, для прохождения экзамена по вождению транспорта вынуждены ездить в другие города. По этому поводу я был вынужден написать письмо от имени местных 25 автошкол в Министерство искусственного интеллекта и цифровизации Республики Казахстан. Ответы, к сожалению, не внесли ясность в решение проблемы. Надо отметить, что автодромы во всех областных центрах страны обновлены. А в Жамбылской области об этом остается только мечтать, - сказал Еркен Молдакаримов.

Мы также поинтересовались мнением председателя Союза водителей Жамбылской области Амантая Досмуханбетулы.

- Такое случается не впервые. И в прошлом году этот вопрос поднимался несколько раз. Хорошо, автодром не работает из-за неисправностей. Но почему тогда не создать комиссию на основании приказа № 862 Министерства внутренних дел Республики Казахстан? - говорит он. - Да, комиссия создана, но ведь не работает. И в такое трудное время жители области вынуждены скитаться по другим областям. Это сопряжено с большими расходами, да и не совсем безопасно. Никто не задумывается об этом. Сейчас, как вы знаете, без транспорта жить сложно. Сегодня у каждой семьи есть по два-три автомобиля. Это жизненная необходимость. Поэтому вождение автотранспорта - большая ответственность, поскольку присутствует человеческий фактор. Главное - обеспечить безопасность участников дорожного движения. Если молодые люди хотят получить водительские удостоверения, то взрослые желают поменять категорию. И это тоже нужно учитывать. Желающие работать водителями общественного транспорта тоже не могут получить удостоверения. На автодроме нет автобуса. Нет условий и для желающих управлять грузовым транспортом. Например, сегодня Правительство всячески поддерживает частных предпринимателей, есть соответствующие программы. Но автошколы, хотя и являются субъектами предпринимательства, не получают никакой помощи и поддержки. Для нашей отрасли не предусмотрены льготные кредиты, субсидии. Конечно, хотелось бы приобрести новые здания, новые машины, но для этого нет никакой возможности. Если специалисты большинства отраслей работают в кабинетах или на определенном рабочем месте, то водители автотранспорта всегда в пути. Так почему не оказать помощь школам, которые готовят этих водителей? Наша отрасль относится к Министерству внутренних дел. Я вам вот что скажу. Министерство оказывает поддержку охранным структурам, а когда вопрос касается нас, там руками разводят. Теперь смотрите. В приказе министерства № 862 есть положения, которые чреваты большой бедой. В частности, имеется пункт о том, что водители могут готовиться самостоятельно. На основании этого положения в стране восемь лет, с 2016 года по апрель 2024-го, не работали автошколы. То есть люди сами учились водить автотранспорт. Самоучки. И водительские удостоверения получали разными путями. И никого не заботило, где и как они получили права. Сами посчитайте, сколько человек за это время получили водительские удостоверения. Если опираться на информацию МВД РК, в эти годы каждые сутки в авариях в среднем погибали 8-10 человек. Кто ответственен за это? Россия внедрила этот пилотный проект в 2012 году, но уже спустя год отказалась от него. Потому что статистика удручающая. А куда смотрело наше министерство, зная об ужасающих фактах? С этой проблемой я дважды был в Парламенте, трижды в министерстве. К сожалению, не увидел, чтобы кто-то заинтересовался этим вопросом. Видя, что самоподготовка водителей ни к чему хорошему не приведет, в прошлом году мы возобновили работу автошкол. Такого опыта нет в мире.

- В России автоматизированный автодром был закрыт уже через год. Почему? В Казахстане 20-25 таких автоматизированных автодромов. Наш Президент Касым-Жомарт Токаев часто говорит в своих ежегодных обращениях об улучшении жизни граждан. К примеру, если в Жамбылской области 10 районов, то людей из этих сел везут на автоматизированный автодром областного центра. Если автодром не работает или экзамен не пройден, они возвращаются. Такая ситуация во всех регионах страны, и она все усложняется. Теперь посмотрите, во всем мире автоматизированный автодром существует только в семи-восьми странах. Это только по первому этапу. Второй этап по управлению транспортным средством проходит на улицах с экзаменатором. Таков опыт развитых стран. Профессия водителя сложная, поэтому обучение должно включать два таких этапа. Езда по улицам дает опыт управляющему транспортным средством. По правде говоря, имея многолетний опыт вождения, я сам не смог пройти этот автоматизированный автодром. Что вы скажете на это? - говорит Амантай Досмуханбетов.

В этом и заключается проблема. Однако, чтобы узнать мнение всех сторон, мы обратились в Жамбылский областной филиал акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Заместитель руководителя учреждения Данияр Медетбеков, ответственный за эту сферу, не смог четко сказать, когда решится вопрос с неисправным автоматизированным автодромом и когда он будет запущен.

- Неисправность автодрома - это не то, что можно починить, купив запчасти в магазине или на рынке. Представители компании, которые сейчас занимаются этой работой, направляют запросы на автодромы в других городах. А представителям автошколы мы объяснили свои основания. Да, теоретическая школа в Шу закрыта. Ведь там были препятствия коррупционного характера. Поэтому оставили лишь в Таразе, Кордае, Мерке. Теперь нужно изучить, сколько людей ежедневно приезжают в эти районы, - сказал он.

Директор Жамбылского областного филиала акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Батырхан Токтагул отметил, что на сегодняшний день в Кордайском районе ведется строительство нового автоматизированного автодрома.

- В перспективе в области будет два автодрома. Мы также направили письмо акиму области по реконструкции автоматизированного автодрома в Таразе. План был намечен на следующий год. Однако на сегодняшний день пока не получили ответ. А в местах проведения теоретического экзамена в районах установлено видеонаблюдение, - объяснил он.

Как бы то ни было, мы выслушали обе стороны. Но как бы тщательно ни контролировалась ситуация, граждане должны проявлять высокую гражданскую ответственность. Ведь на кону стоит вопрос безопасности всех участников дорожного движения.

Ерман АБДИЕВ,
фотоколлаж автора