В своем выступлении госсоветник акцентировал внимание на важности глубинного обновления содержательной сути Основного закона. Именно она определяет базовые ценности, принципы и ориентиры общественного развития страны.
По словам Ерлана Карина, несмотря на масштабные правовые изменения, затрагивающие 84% текста Конституции, решающее значение имеет новое концептуальное содержание документа.
«Ярким подтверждением этого служит преамбула. Речь идет не о лёгкой корректировке прежнего текста. Представленный на обсуждение Комиссии вариант подготовлен на основе недавно обнародованных программных тезисов Президента и по своему смыслу и внутреннему духу представляет собой принципиально новую преамбулу», — сказал госсоветник.
Так, в новой преамбуле права и свободы человека впервые провозглашены в качестве основного приоритета государства. Единство и согласие, межэтническое и межконфессиональное согласие определены как фундамент государственности Казахстана.
«Такие принципы, как справедливость, закон и порядок, бережное отношение к природе, ставшие в последние годы неотъемлемой частью общественного сознания, впервые закрепляются на уровне Конституции», — подчеркнул Ерлан Карин.
По его словам, во вступительной части Конституции впервые чётко обозначаются исторический путь и цивилизационные истоки казахстанской государственности.
«Одним словом, речь идет не об изменении отдельных предложений или знаков препинания. Новая преамбула ясно определяет наши исторические корни как ценность, фиксирует ключевые принципы современного этапа развития и задаёт вектор в будущее», — отметил государственный советник.
Переходя к содержательным особенностям новой Конституции, он подчеркнул, что в качестве центральной идеи нового текста Основного закона определены образование и наука, культура и инновации.
По его словам, это принципиально важный поворот, подчеркивающий, что будущее государства определяется не минеральными ресурсами и природными богатствами, а человеческим капиталом и достижениями граждан.
«Думаю, таким образом новый текст Конституции дает ответ на вопрос: “Для чего и для кого существует государство?”» — отметил Ерлан Карин.
Еще одной важнейшей смысловой линией является цифровизация. В этой связи в новом тексте Конституции впервые закреплена норма о защите прав граждан в цифровой среде.
«Иными словами, защита персональных данных определяется как новый уровень защиты прав человека. Это показывает, что новый текст Конституции ориентирован на будущее. В этом смысле, полагаю, в перспективе наш Основной закон может стать примером и ориентиром для других стран», — подчеркнул государственный советник.
Он отметил, что еще одной ключевой особенностью проекта является ориентация на права человека. Права и свободы закреплены не только в новой преамбуле, но и утверждены в качестве приоритета и смыслового стержня всей Конституции.
«Раздел о правах и свободах человека превратился не в простую совокупность деклараций, а в целостную систему, обеспеченную новыми правовыми механизмами и гарантиями», — сказал Ерлан Карин.
В частности, в новом тексте впервые закреплена специальная статья, посвященная адвокатуре и адвокатской деятельности, что стало ответом на давний и обоснованный запрос профессионального сообщества.
Как отметил государственный советник, в проекте новой Конституции также чётко обозначены новые общественные ценности, отражающие изменения в общественном сознании казахстанцев.
«Один из таких запросов общества — чёткое разграничение религии и государства. В новом тексте светский характер государства закреплён однозначно», — отметил он.
По его словам, отдельная норма утвердит и светский характер системы образования и воспитания.
Кроме того, закрепляется положение о том, что брак — это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины.
«Такое решение направлено на защиту традиционных ценностей на высшем правовом уровне. С другой стороны, оно усиливает защиту прав женщин, что является одним из актуальных социальных запросов последних лет. При этом защита традиционных ценностей не ограничивает права человека, а гармонично сочетается с ними», — сказал государственный советник.
Ерлан Карин также отметил, что комплексно решается проблема устаревшего терминологического аппарата. Действующая Конституция была принята в 1995 году — в период становления государства — и вобрала в себя лексику и риторику того времени.
В качестве примеров он привёл такие термины, как «телеграф» и «сословная рознь», которые сегодня выглядят анахронизмами.
При этом, подчеркнул госсоветник, никто не умаляет историческую роль действующей Конституции.
«Напротив, она дала мощный импульс развитию страны и стала основой достижений, с которыми мы подошли к сегодняшнему этапу», — отметил он.
Вместе с тем, по его словам, проект новой Конституции отражает устоявшуюся государственность, международный авторитет Казахстана и чёткий приоритет развития человеческого капитала, образования, науки и инноваций.
«Одним словом, новый текст Конституции должен обозначать большие планы и амбиции нашей страны, устремлённой вперёд», — заключил Ерлан Карин.