Общество

Кому мы нужны?

Почему старики нередко остаются одни

Однажды я прочитал в социальной сети довольно болезненную и тяжелую историю. Пожилой житель Балхаша рассказал, что в старости остался без помощи родных детей и близких родственников один в квартире, где прожил более 40 лет. Он неоднократно обращался к городским властям, получил направление в дом престарелых в Караганде и теперь уезжает туда. Две-три сумки и еще несколько чемоданов вынес к такси. Водитель поинтересовался у старика:

- Переезжаете в Караганду, дедушка, где живут ваши дети?

- Нет, пойду в дом престарелых... Много лет работал в Балхаше рабочим. После выхода на пенсию думал, что буду жить для себя, исправлять упущенные недостатки, делать то, чего раньше не смог сделать, проводить старость с комфортом на душе. Оказывается, не все пошло так, как предполагал. 10 лет назад умерла моя жена, вместе с которой воспитали двоих мальчиков и девочку, дали им образование. Дочь вышла замуж за турка и уехала за границу. Один сын работает в Алматинской области, другой - в Астане. У них семьи, дети, даже связываться со мной не успевают. И вот я остался дома один. У меня пенсия, которой хватает на лекарства, еду и другие нужды. Но что меня сильно мучает и от чего болит душа, так это одиночество! Не дай бог тебе такое испытать...

- Почему не переедете к одному из сыновей? Сколько Вам лет? - продолжил разговор парень-таксист.

- Ай, не говори мне об этом. Жены обоих сыновей жестокие, с трудным характером. Несколько раз бывал у них в гостях. Ни одна из моих снох не обращалась со мной тепло, по-человечески. Вместо этого они следили за каждым моим движением, перебивали меня, влезали в мои разговоры с детьми. Более того, постоянно ссорились со своими мужьями, кричали на детей, и эти бытовые ссоры порой возникали буквально на пустом месте. Одним словом, я так и не смог стать полноценной частью их семьи. Мои внуки стали чужими. Теперь связь с ними почти полностью прервалась, и я им совсем не нужен. Вот такая история сложилась у меня, когда мне перевалило за 80. На сердце становится тревожно, когда вспоминаю свою прошлую жизнь. Конечно, рано или поздно меня не станет. Но чем я так прогневил Бога, что он послал мне такое страшное наказание? Где я оступился? Не знаю..., - старик тяжело вздохнул и вытер слезы ладонью...

...Проходя мимо городского парка имени Кайрата Рыскулбекова, расположенного рядом с больницей, где я работаю не один год, всегда особое внимание обращаю на памятник «Анаға тағзым» - мать, нежно прижимающую маленького ребенка к груди. Ее образ символизирует уважение к матерям, которые не спят ночами, одной рукой качая колыбель (бесік), а другой - весь мир, воспитали в своих детях бесценные качества, человечность и доброту. В связи с этим невольно вспоминается история, рассказанная в прошлом году одним моим знакомым.

- Я вырос в обычной семье, в ауле. Был младшим из семи детей. И остался в родительском доме с 80-летней мамой. Сколько бы мне не было лет, моя мама всегда опекала меня и не скупилась на материнскую ласку. Всегда ждала меня, несмотря на ночь и погоду, у ворот, даже тогда, когда я уже давно стал взрослым, женился и завел детей. Даже когда я приезжал в полночь из командировки или просто по работе заходил домой, она спокойно встречала меня со словами: «А, сынок, ты пришел? Ты, наверное, устал после работы. Дай бог тебе сил, доброй и долгой жизни, сыночек мой» и, воздав благодарность Аллаху, уходила в свою комнату, чтобы лечь спать. Иногда я ей говорил: «Мама, не переживайте за меня, отдыхайте, не ждите». А она мне в ответ: «Золотой, когда тебя нет дома, я не могу спокойно спать, ведь мое сердце все чувствует. Будь здоровым и жизнерадостным, живи долго и счастливо». И хотя я становился все старше, мне были всегда приятны ее ласковые, нежные материнские слова и благословения (бата). В одной из казахских песен поется: «Люди, у которых есть мать, никогда не стареют». Оказывается, эти слова действительно правдивые. После того как мама умерла, я долго пребывал в депрессии, чувствовал, что осиротел. До сих пор, хотя прошло немало лет, всякий раз, когда прихожу домой, по привычке ожидаю, что навстречу мне выйдет мама, и я, как прежде, услышу ее ласковый голос, теплые слова, почувствую материнские любовь и заботу. В какой-то момент, когда скучаешь по ней, сердце начинает сжиматься, а глаза наполняются горячими слезами. Удивительно, да?

Однажды я приехал домой из командировки поздней ночью. Дверь открыл своим ключом. Дети, супруга, брат и сноха крепко спали. Вокруг царила тишина. Вдруг я почувствовал, что моей мамы нет дома. Я тихо прошел в кухню, включил свет и приготовил себе чай. Сидя за столом, вспомнил дни, когда мама была со мной. Сердце сжалось от тоски, а по телу пробежал озноб. Мама сказала бы: «Давай, детка, рассказывай, как у тебя идут дела, что нового на работе». В этот момент я глубоко осознал, что никто и никогда не сможет занять в моей душе материнское место. Я вздрогнул, и по щекам потекли горячие слезы. Я сильно скучал по маме.

В последнее время замечаю, как часто в моей памяти всплывает образ любимой и никем незаменимой мамы. Думаю, что любовь к матери и тоска по ней никогда не проходят с возрастом. Мне уже за 50, и у меня уже давно есть дети и внуки.

Чтобы пожелать кому-то счастья, мы часто говорим: «Будьте счастливы!». Но до сих пор, оказывается, нет конкретного определения, что такое счастье. Режиссер театра кукол, публицист и писатель Сергей Образцов однажды по этому поводу сказал: «Если ты кому-то нужен, и кто-то нуждается в твоей помощи - это счастье!». Я часто вспоминаю эти слова, когда кто-то звонит, обращается и просит помощи. Ведь если вас по какой-то причине беспокоят родственники, знакомые и просят вашей помощи, то вам несказанно повезло. Значит, вы кому-то еще нужны, вы - счастливый человек! Если бы мы знали, кому нужны, а кому нет, в этой жизни было бы меньше страданий и больше счастья.

Сагындык ОРДАБЕКОВ,
врач-хирург, профессор медицины, член Союза журналистов Казахстана