Происшествия

Убивающий газ

Убивающий газ

Выводов не сделано никаких

Недавно в траншее для подземного газопровода по улице Сенкебая погибли четыре человека. По официальным сводкам ЧП проходит как несчастный случай в быту. Но все знают, что у каждой причины есть следствие. И в данном случае об этом нельзя умалчивать. 

Суббота 18 мая для семьи Борангазиевых оказалась роковой. По рассказам очевидцев и соседей, в этот день глава семейства Серкебай решил усовершенствовать систему водопровода к своему дому. А так как по улице уже второй месяц проводились работы по модернизации газораспределительных сетей города, в том числе и возле его дома, он решил воспользоваться ситуацией. Позвал на помощь, естественно, не безвозмездно, машиниста экскаватора ТОО «Газ-Сервис», проводящего здесь работы. И уже существующую в 1,20 метра глубиной и 50 сантиметров шириной траншею для газовой трубы было решено углубить до трех метров. Таким образом, водопровод оказался бы аккурат под газопроводом, что не соответствует никаким нормам. Но это не смутило ни того, ни другого, так как одному заплатили, а другой сэкономил.

После нескольких активных действий ковшом экскаватора мужчина решил залезть в яму и лопатой вычистить дно, вот тут-то и случился первый обвал. Его засыпало по пояс смесью из тяжелого грунта с булыжниками.

- На крики о помощи прибежали соседи, экскаваторщик помогал, потихонечку стали откапывать, он был еще жив. Чуть позже к спасению присоединились его два брата и дальний родственник. Началась какая-то перепалка, неразбериха, - рассказал очевидец случившегося.

В итоге из-за переполоха и суматохи, в которой, пытаясь освободить из земляного плена своего брата, родственники упали в траншею, и произошел еще один обвал.

Когда на место происшествия приехала служба оперативно-спасательного отряда ДЧС Жамбылской области, спасать было уже некого.

- Живым мы застали только пятого, который, видимо, решил помочь всем, но его тоже завалило выше колен. Серкебая Борангазиева доставали с глубины около двух с половиной метров, - рассказал заместитель начальника вышеназванной службы Бакыт Искаков.

По его словам, траншея оказалась настолько узкой, что ее пришлось расширять посредством экскаватора. А вокруг на тот момент каких-либо ограждающих или предупреждающих сооружений не было. Они появились позже. В экстренном порядке после случившегося сюда завезли полутораметровые жестяные заграждения, повесили на них красные ленты, установили мостик через яму. А главное, закопали всю траншею (кроме места трагедии), которую копали больше месяца, без труб. Руководство ТОО «КазТрансГаз Аймак», чья генподрядная организация проводила работы по улице Сенкебая, в письменном виде пояснило такой нелогичный подход - в связи с похоронами, пообещав, что прокладка труб будет произведена позже.

Вместе с тем виноватым в случившемся себя никто не считает. Ни в том, что траншея оказалась без ограждающих сооружений, ни в том, что работник генподрядчика копал не установленную договором глубину. Бытовой случай, погибший сам полез. Руководство газовой службы не отрицает, что согласно договорным отношениям имеет право контролировать проводимые работы на участках, но «ведь тогда была суббота», заметила работница информационного отдела ТОО «КазТрансГаз Аймак» Нургуль. Но это сути дела не меняет. Жители улицы не раз и не два жаловались директору ТОО «Газ-Сервис» на то, что, раскопав траншею около ворот, компания не удосужилась проложить мостики для проходов в дома. На их жалобы никто не обращал внимания, а по договору, видимо, пункт о соблюдении безопасности генподрядной организацией не оговаривается.

- Я старая, еле хожу, у меня много внуков, все живем вместе. Чтобы попасть в дом, приходилось перепрыгивать через эту яму. И не всегда удачно. Я падала, одного внука оттуда вытаскивали. В общем, безалаберность одна, - сетует Гульзия-апке, жительница этой улицы.

Кстати говоря, после некоторых раздумий ТОО «Газ-Сервис» и ТОО «КазТрансГаз Аймак» выделили пострадавшей семье материальную помощь в 3,5 миллиона тенге. «Но виновными мы себя не считаем», - уточнила работница информационного отдела.

Стоит отметить, что данная улица - не единственная в городе, где проводится модернизация газораспределительных сетей. И практически везде одна и та же картина. Работы длятся неделями, ограждений нет. Чаще траншеи расположены в местах, где интенсивное пешеходное движение. Взять, к примеру, улицу Толе би (130-140) и весь прилегающий частный сектор. Здесь работы уже закончены, трубы проложены, а траншеи зарыты. Вместе с тем по сей день в некоторых дворах они остались незакопанными (газовики обещали зарыть и облагородить), а тротуары и улицы теперь выглядят как после бомбежки. Что же касается траншеи по Толе би, то она прорыта около тротуара и остановки. Жители данного района говорят, что и здесь за безопасностью никто не следил. Учитывая то, что там не всегда есть освещение, можно только предположить, как люди пробирались на остановку или обратно.

Единственный оргвывод, который последовал после данного ЧП, - это установка ограждений на всех объектах, где проводится подземный газопровод. В связи с этим возникает вопрос: почему необходимо постоянно ждать, когда что-то произойдет, а не попытаться предвидеть и предотвратить? Неужели человеческие жизни ничего не стоят?

Виктория САВЕЛЬЕВА