Общественные организации хотят контролировать монополистов
В данном случае крылатая фраза «лицом к лицу лица не увидать» дала обратный результат: потребители и поставщики коммунальных услуг не только увидели друг друга воочию, но и обменялись порой не совсем лестными отзывами.
Организаторами слушаний на тему «ЖКХ - проблема общая» выступили представители Жамбылского областного филиала Общенациональной социал-демократической партии. Они представили официальные статистические данные, согласно которым в 2011 году плата за электроэнергию в сравнении с 2005 годом более чем удвоилась, стоимость газа, холодной, горячей воды выросла за это время в полтора раза. С повышения тарифов начался и нынешний 2013 год. Однако стоимость электроэнергии, отопления и водоснабжения в потребительскую корзину не входит и в исчислении минимальных зарплаты и пенсии не учитывается, хотя именно коммунальные платежи забирают от трети и более доходов подавляющего большинства семей, предприятий малого и среднего бизнеса.
Сыр-бор разгорелся вокруг инвестиций, вкладываемых в развитие предприятий. Так, по программе развития электроэнергетики потребителями страны за 2010 - 2012 годы через тариф возвращено 514 миллиардов тенге, до 2015-го планируется возврат еще более триллиона тенге; по программе модернизации и развития ЖКХ предусматривалось распределение бюджетных и потребительских затрат, фактически с потребителей с 2009 по 2012 год взыскали через тариф и инвестиционные затраты 507 миллиардов тенге. Из этого эксперты сделали вывод: инвестиции, ускоряющие тарифный рост, не приводят к обновлению и росту мощностей, они растворяются в текущей эксплуатации, расходятся по коррупционным схемам и присваиваются хозяевами частных энергетических и коммунальных предприятий. Они недоумевали, почему никто не видит, что частная фирма «Жамбыл Жарык Сауда-2030», которая, не производя, не распределяя и не имея собственной производственной базы, занимается перепродажей электроэнергии, что, естественно, отражается на ее цене. Или почему Жамбылская ГРЭС ежегодно получает из госбюджета дотации на покупку топлива? При рассмотрении и утверждении тарифа это обстоятельство никак не учитывается, в итоге налогоплательщики дважды инвестируют монополистов. Свои выкладки представитель ОСДП Григорий Тен подкрепил статданными: в прошлом году в департамент Агентства по регулированию естественных монополий поступило 39 предложений о повышении тарифов из 40 существующих. В Жамбылской области по 34 из 35 рассмотренных приняты положительные решения, в том числе по Таразу удовлетворено 23 предложения из 24.
Координатор программы ОО «Орден защиты свободной журналистики «Forpost» Эдуард Пак считает, что за последние 15 лет процент износа сетей остался в пределах 70-80 процентов, хотя вложены огромные деньги. Поэтому он предложил вернуться к практике народного контроля за деньгами налогоплательщиков. Определенную положительную роль в этом, по его мнению, может сыграть альтернативная коммуникационная служба, которая на обратной стороне лицевых счетов распространяла бы необходимую и актуальную информацию.
Довольно резко прозвучало мнение члена экспертного совета по тарифной политике при Национальной экономической палате «Союз «Атамекен» Петра Своика:
- Если проанализировать, сколько денег проинвестировано и сколько за это инвестирование введено мощностей, - это просто скандал. Но жилищно-коммунальная отрасль действительно остро нуждается в инвестициях. Хуже жизни, чем у монополистов, нет, ведь они тянут на себе весь груз изношенных сетей. Подобная картина наблюдается во многих странах, и каждая ищет свои пути выхода из трудной ситуации. Мы пытаемся регулировать монополиста, понятия не имея, что у него вообще происходит и с точки зрения нехватки финансов, и с точки зрения контроля за расходованием средств. Нам нужна регулярная, профессиональная, независимая технико-технологическая и финансовая экспертиза. Конечно, сам монополист согласно требованиям закона проводит финансовый аудит, мы через тариф ему эти затраты оплачиваем. На деле аудит превращается в обычную бухгалтерскую проверку на соответствие дебета кредиту. На самом разваленном предприятии бухгалтер его сведет. Но финансовый аудитор никогда не полезет в технологическую часть, так как он в ней ничего не понимает. Поэтому нужен компетентный аудит.
Жительница дома № 9 микрорайона Салтанат Тамара Иващенко по-своему отреагировала на слова об инвестировании в развитие предприятия. Она припомнила монополисту, как их заставили согласиться на установку общедомовых приборов учета тепла: отключили воду зимой и пригрозили не давать ее, пока все жильцы не установят счетчики в квартирах. Десять квартир их так и не установили, а разницу в показаниях приборов берут опять-таки с тех, у кого приборы учета стоят. Прозвучало также мнение, что дележ потерь - не дело монополиста: в каждом доме должен быть свой КСК, а как жильцы будут делить эти потери внутри КСК, монополиста волновать не должно.
Вопросов к представителям поставщиков услуг у участников слушаний накопилось немало, правда, в основном узкоместнических: люди пытались выяснить, почему в центре города за слив горячей и холодной воды отдельной строкой не платят, а в микрорайонах платят; почему при современном оснащении электротехникой так низок порог потребления электроэнергии на одного человека - 80 киловатт; почему контролеры, несмотря на запрет, требуют предоплату за водопроводную воду; почему не предусмотрены скидки в оплате за коммунальные услуги социально незащищенным гражданам и так далее.
В своем ответном слове представители коммунальщиков зачастую ссылались на департамент естественных монополий: все повышения стоимости услуг - по закону, решения по тарифам принимает общественный совет либо экспертная комиссия, а тарифы (от этого никуда не деться) росли и будут расти. А чтобы предприятия работали стабильно, нужно лишь одно - вовремя оплачивать выставленные счета, ведь на зарплату 30-40 тысяч тенге хорошего специалиста на убыточном предприятии не удержать.
От редакции: По данной теме интересным будет еще одно мнение - Института системных исследований казахстанского общества: «Зачастую рост тарифов в энергетическом секторе не сопровождается научным обоснованным мотивированием. Во многом компании представляют «высосанные из пальца» мотивации для их роста... К сожалению, наши правительственные и местные чиновники обычно стараются не обидеть эти компании, что, как всегда, решается за счет потребителей услуг». А поскольку рост тарифов на электроэнергию влечет за собой цепную реакцию повышения цен на другие услуги, то платит за все это по-прежнему население.
Наталья ПЕРФИЛЬЕВА