Электронные услуги как метод борьбы с коррупцией
Еще в марте 2004 года Глава государства Нурсултан Назарбаев среди главных преимуществ внедряемой системы электронного правительства обозначил снижение административных барьеров и повышение прозрачности, улучшение качества госуслуг при сокращении сроков их предоставления. Минимизация общения чиновничества с народом позволит снизить другую составляющую - коррупционную. О том, как реализуется поручение Президента, обсудили на коллегии в областном акимате под председательством главы региона Каната Бозумбаева.
Заведующий отделом развития мониторинга качества оказания госуслуг акимата области Наби Султанбаев отметил, что c внедрением электронного правительства время оказания услуги сократилось с нескольких дней до нескольких минут, на глазах растет количество обращающихся в мобильные ЦОНы.
Согласно принятой в республике методике проведен анализ качества государственных услуг, предоставленных местными исполнительными органами в прошлом году. Проводился он по восьми критериям. Самый низкий показатель зафиксирован в части предоставления услуг через e-gov и ведомственные порталы. Не доверяет наш народ цифровой подписи, предпочитая заполнять бланки да стоять в очередях. Почувствуйте разницу: 69 заявлений поступило в электронном формате, 65655 - на бумажных носителях. Таким образом, по данному критерию из семи возможных баллов наша область набрала лишь 0,01. Сайты районных акиматов напоминают бесхозное, заросшее бурьяном поле, о какой-либо оперативности и полноте информации речи не идет. Из созданных на территории области 73 пунктов общественного доступа, где потребитель может воспользоваться девятью видами услуг, 16 по различным причинам не работают.
Хромает исполнительская дисциплина. Итоговую цифру - более семи миллионов оказанных услуг, основанную на информации акиматов и управлений, пришлось пересмотреть. Неверные данные представлены управлением здравоохранения: врачи отчитались об 1066014 услугах, тогда как фактическая цифра чуть превысила 139 тысяч. Таким образом, в сторону уменьшения скорректировались и итоговые данные - до 6,13 миллиона услуг в прошлом году (для сравнения: в 2011-м - 6,37 миллиона). В том числе 24,3 тысячи оказаны по принципу «одного окна».
Выступившая следом главный врач области Салтанат Омарбекова посетовала на человеческий фактор и отметила, что допустивший столь серьезную оплошность сотрудник уже не работает в данной сфере.
Как бы то ни было, по причине врачебной ошибки из совокупной оценки качества оказанных исполнительными органами Жамбылской области услуг вычли полновесных пять баллов. С другой стороны, в два раза - до 18 сократились факты нарушения сроков, причем 11 допущены в «одном окне». Остальные семь относятся непосредственно к государственным органам. Из 68 услуг в электронном формате сроки не выдержаны по четырем, еще минус 0,29 балла. В итоге Жамбылская область набрала 53,1 балла, расположившись на шестом месте по стране. В 2011 году было 56,41 и лидирующие позиции.
Директору ЦОНа Данияру Медетбекову пришлось отвечать на вопрос, почему не вовремя предоставляется информация и затягиваются сроки рассмотрения заявлений граждан. Аким Тараза Бекболат Орынбеков подробно объяснил причины отсутствия в отделе занятости и социальных программ консультационной службы, бездействия пяти пунктов общественного доступа. В первом случае пересматривается штатное расписание гос-учреждения, во втором - виновное лицо наказано, вместо простаивающих пунктов закупят новые, которые начнут работать в ближайшее время. На неудобные вопросы пришлось отвечать руководителям практически всех районов.
- Рассматриваемая проблема очень важная. Наша задача - повысить доступность и качество оказываемых услуг, развивать контроль за деятельностью госорганов со стороны общественности. По прошлому году показатели низкие, надо сделать правильные выводы. Нужно усилить разъяснительную работу среди населения, пункты общественного доступа должны работать бесперебойно, акиматам и местным исполнительным органам поручаю обеспечить необходимое финансирование, - завершил обсуждение Канат Бозумбаев.
Дархан БАЙТУОВ