Подробности

Близкие горизонты

Близкие горизонты

ТарГПИ уверенно смотрит в будущее

В начале апреля в вузовской жизни произошло событие, которое вряд ли отнесешь к рутинным. Речь идет о смене ректора в педагогическом институте, когда в рядах высших управленцев высшего образования наконец-то появилась дама.Тот, кто знает Дарию Кожамжарову не понаслышке, с уверенностью скажет: правильный выбор. Упорный труд на ниве науки, блестящее образование и целеустремленность, защищенные диссертации и опубликованные труды - лишь малая часть того фундамента, который и стал причиной министерского назначения. 

 

Если взялась за гуж...

У политиков есть сложившаяся традиция подводить начальные итоги по истечении первых 100 дней работы. Примерно столько же минуло с момента назначения Дарии Пернешовны. Самое время поставить первые вешки, окинуть взглядом прожитое и наметить перспективные приоритеты. Однако беседа наша началась с несколько провокационного вопроса.

- Вас назначили на должность 1 апреля. Не восприняли ли новость как шутку?

- Было такое (смеется). Министр образования и науки Бахытжан Жумагулов даже слегка пожурил, сказав, что «не надо быть такой пугливой». В общем, все оказалось по правде и всерьез. Затем он спросил, что я намерена предпринять для повышения престижа учительской профессии. Ответила словами одного японского мыслителя: «Почестей - как у королей, зарплаты - как у министров и чести - как у самураев».

- Дария Пернешовна, как соотносятся такие понятия, как «ректорская доля» и «хрупкие женские плечи»? Ведь теперь приходится заниматься и многочисленными хозяйственными вопросами.

- Понимание тяжести ноши было и тогда, есть и сейчас. Но также присутствует уверенность в реальности выполнения поставленных задач. Особенно с учетом замечательного коллектива, который годами складывался в нашем институте.

Первым моим шагом стало приглашение на беседу признанных мэтров, маститых ученых - докторов наук. Выслушав их предложения, поняла, в каком направлении надо двигаться. Теперь на каждую вещь смотрю иначе, воспринимая ее как часть единого целого, за которое ты полностью в ответе. Институт - это большой организм, где важна любая мелочь. ТарГПИ имеет восемь учебных корпусов, два актовых и шесть спортивных залов, общежитие для иногородних студентов. Забот хватает, сегодня, к примеру, необходимо обеспечить подготовку к отопительному сезону.

В «доректоровскую эпоху» была семейная традиция - обедать всем вместе дома, которая сегодня благополучна забыта. Не замечаешь, как пролетает день. Вчера, к примеру, дома оказалась ближе к полуночи. Бывает, даже находясь в гостях, ловишь себя на мысли, что решаешь очередную «ректорскую» задачу. Но, как говорится, если взялась за гуж...

Родной педагогический

- Старожилы Тараза, да и не только они, прекрасно представляют, что такое наш родной пединститут. Большинство жамбылских учителей получали образование именно здесь. Однако время вносит свои коррективы, высшее образование не стоит на месте. Что из себя представляет ТарГПИ сегодня?

- Стоит отметить, что после окончания с отличием исторического факультета КазГУ я начинала трудовую деятельность именно здесь, ассистентом. Для молодого специалиста с высоким рейтингом это считалось хорошим распределением.

Таразский государственный педагогический институт в настоящее время ведет подготовку по 27 специальностям бакалавриата.

За время существования института созданы специализированная учебно-лабораторная и методическая базы, специальные кафедры, где сосредоточены высококвалифицированные кадры, открыты экспериментальные площадки по подготовке учителя новой формации и переходу на 12-летнюю модель обучения.

Общая численность профессорско-преподавательского состава в прошлом учебном году составила 396 человек, в том числе 337 штатных. Остепененность - порядка 50 процентов.

- Насколько остро стоит вопрос дальнейшего трудоустройства студентов?

- Буквально на днях более полутора тысяч вчерашних студентов ТарГПИ стали дипломированными специалистами, причем 82 процента уже гарантированно имеет работу. К примеру, по таким направлениям, как информатика, физика, математика и биология, трудоустроенность стопроцентная. Средние школы забирают таких специалистов с распростертыми объятиями.

У нас есть группы с английским языком преподавания, их количество необходимо целенаправленно увеличивать. Поставленную Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым задачу владеть тремя языками - казахским, русским и английским - нужно решать уже сейчас. Интеграционные процессы продвигаются семимильными шагами, медлить нельзя.

Вообще для нашей молодежи наступает очень интересное время, когда все зависит только от тебя, твоих знаний и способностей. Открыто множество возможностей, и здесь на первый план выходят характер, трудолюбие и целеустремленность ребят, вне зависимости от материального положения родителей. Если человек грамотный, специалист своего дела, он никогда не останется без работы.

- Что сделано в последнее время?

- Немало. Во-первых, успешно прошли государственную аттестацию. Все 27 специальностей, которые преподаем, признаны аттестованными. Заняли четвертое место среди педагогических вузов по результатам Генерального рейтинга, проведенного независимым Казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании. Без проблем преодолели институциональную аккредитацию, где в первую очередь оценивался потенциал развития вуза.

В седьмом корпусе, где находится естественно-социальный факультет, начали ремонт. Расширяем и облагораживаем кабинеты, откроем исследовательские лаборатории, отвечающие современным стандартам. Рядом строим мини-теплицу площадью 120 квадратных метров, здесь будут проводить практические занятия экологи и биологи. Есть идея выращивать цветы и украшать ими корпуса вуза. Почему бы институту не обзавестись собственной астрономической обсерваторией? Вопрос решаемый, было бы желание. То же самое относится к созданию химической лаборатории.

Мечты сбываются

- Моя главная цель на посту ректора - поднять статус педагогического института на новый уровень, предположим, до академии.

- Планку Вы поставили высокую. О медицинских академиях знаю, а вот про педагогические еще не слышал.

- Да, таковых в стране пока нет, но они должны появиться. Надо ставить амбициозные задачи и решать их, расти мы должны неуклонно. Как этого добиться, можно учиться на примере Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева. Поступательно развивается страна, и высшее образование не должно стоять на месте. Сейчас идет подготовительная работа, новым требованиям должны соответствовать материально-техническая база, темпы внедрения инновационных методов обучения и уровень профессорско-преподавательского состава.

Впрочем, есть чем гордиться уже сейчас. За последние три года 10 преподавателей института стали обладателями государственного гранта «Лучший преподаватель вуза». Четыре преподавателя, прошедшие подготовку по кембриджской системе на базе АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и получившие сертификаты экспертов и тренеров первого, второго и третьего уровней, проводят переподготовку учителей города Тараза и области. Сегодня они - наша опора, на них равняются все остальные.

Двое наших молодых ученых - кандидаты химических наук выиграли грант МОН на реализацию научной темы «Разработка способов получения тонких пленок для применения в солнечных батареях». Здесь работает целая команда, одна голова - хорошо, а две - лучше. Изыскания актуальны и с учетом грядущей выставки EXPO-2017 в Астане.

В честь Учителя

- Есть хорошая поговорка: как корабль назовешь, так он и поплывет. Долгие годы пединститут носил имя 50-летия Октябрьской революции, юбилей случился именно в год открытия вуза - в 1967-м. Сегодня он просто «государственный педагогический». Почему бы не присвоить институту имя великого педагога Бауыржана Момышулы? Наш легендарный Бауке был не только гениальным полководцем и талантливым писателем, в первую очередь он был и остается мудрым Учителем. Вся его яркая жизнь - пример последующим поколениям, а творческое наследие Бауыржана Момышулы кропотливо изучают сотрудники организованного при нашем институте научно-исследовательского центра «Бауыржантану». Для нас было бы большой честью носить имя Халық Қаһарманы, уроженца нашей области Бауыржана Момышулы. Это моя сокровенная мечта. Предложение с обоснованиями подготовлено и в ближайшее время будет направлено в министерство.

- Отразится ли это каким-то образом на учебном процессе?

- Мы имеем возможность в рамках своего вуза ввести новые предметы, такие как акмеология, краеведение или бауыржантану. Последние две дисциплины можно объединить в одну, ведь великий полководец - суть сын нашей, жамбылской земли. При этом продолжит свою работу и соответствующий научно-исследовательский центр. Вышеназванные аспекты находятся на стыке таких понятий, как патриотизм и национальная идеология. Знание своей Родины, ее героев поможет нашим студентам в их личностном и гражданском росте.

Сквозь призму времени

- Возвращаясь в советские годы, хотелось бы отметить один момент. Раньше в пединституте действовала солидная кафедра истории марксизма-ленинизма и научного коммунизма, но базовой кафедры истории Казахской ССР не существовало в принципе. Сегодня картина прямо противоположная, государство уделяет пристальное внимание вопросу объективного освещения процессов национальной истории. Выступление Государственного секретаря Марата Тажина на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана определило те акценты, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание исторической науки.

- Что Вы как историк выделили бы?

- Вопросы, которые поднимал Госсекретарь, назрели не сегодня и не сейчас. Так или иначе они звучали во всех 16 Посланиях Президента страны народу Казахстана.

Настал тот час, когда настоящий историк может проявить свой профессионализм. История есть объективность, однако в годы тоталитаризма о ней приходилось только мечтать. С другой стороны, обретение независимости обернулось сплошной анархией, когда писать историю принялись все кому не лень. Началось повальное увлечение составлением шежiре и поиском знаменитых предков. Историческая наука оказалась не на своем уровне.

Как отметил Марат Тажин, на этапе состоявшегося государства мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину. И здесь опасны любые крайности: в истории не бывает только черного или только белого цвета. Необходимо осмыслить два десятилетия новейшей истории Казахстана и роль Лидера нации. Не снимается с повестки дня вопрос подготовки качественных учебников по истории.

- Как историк относится к переходу на латиницу?

- Однозначно, положительно. В большинстве архивных материалов используется латинский шрифт, да и читается он легко.

О ТарГУ, НАН и прочих

- После защиты кандидатской диссертации в 1995 году Вы связали жизнь с Таразским государственным университетом.

- Здесь осталась частичка моего сердца, здесь прошла все ступени от доцента кафедры «История» до проректора по учебно-методической работе. За 25 лет научно-педагогической деятельности опубликовала более 30 научных и методических работ. Трудилась бок о бок со многими ректорами ТарГУ, в том числе и с покойным Ашимжаном Сулейменовичем Ахметовым, который меня исподволь готовил к настоящей должности. Но самой большой жизненной школой стала работа с Махметгали Нургалиевичем Сарыбековым. Мне бы очень хотелось продолжить наше сотрудничество, о чем перед уходом я искренне сказала ему лично. Это руководитель совершенно другого уровня и масштаба, рядом с которым нельзя не прогрессировать. В любом случае приобретенный опыт поможет мне в дальнейшей работе на новом поприще.

- Недавно Вы стали членом-коррес-пондентом Национальной академии наук. Какие подвижки намечаются в данном направлении?

- В жамбылском регионе создается филиал НАН, меня назначили его председателем. Филиал будет заниматься поддержкой молодых ученых, исследовательской деятельностью.

- Находите время для научной работы?

- Недавно отправила онлайн-лекцию на международную конференцию в Турцию. Посвящена она трагической дате - 80-летию голода в казахских степях. Как историк я не могла пройти мимо этого события, некоторые зарубежные коллеги уже успели прислать благодарственные отзывы.

Общественная позиция

- Вспоминаю своих университетских преподавателей, которые не переставали акцентировать: вы - не просто историки, вы - идеологи общества, своеобразная буферная группа между официальной политикой и гражданами. Поэтому для любого ученого-историка такой подход вполне понятен. Тем более что в моем дипломе написано «историк-обществовед».

- Сразу же после окончания вуза Вы были одним из инициаторов создания общества молодых жамбылских историков. Желание быть в курсе общественно значимых событий проявлялось уже тогда?

- Да, и в то время неоценимую помощь нам оказал Альмухан Абдрахманович Исаков, светлая ему память.

- Какие думы одолевают депутата Кожамжарову?

- Возглавляю постоянную комиссию областного маслихата, курирующую вопросы образования, здравоохранения, спорта и молодежной политики. Вплотную работаем с начальниками соответствующих управлений, двое из которых - женщины. На последнем заседании поднимали вопросы летнего отдыха детей, передачи школьных медицинских пунктов в ведение Министерства образования и науки. Учебные заведения не могут напрямую влиять на качество работы врачей, в то время как по области растет количество близоруких детей и детей, страдающих сколиозом. Комиссией подготовлены соответствующие предложения для утверждения на следующей сессии областного маслихата.

- Сколько депутатов-женщин всего в облмаслихате?

- Шесть из 35, это уже является большим успехом и результатом правильной гендерной политики государства.

- Чем привлекает Вас работа в ассоциации деловых женщин?

- Как ни крути, на ключевых постах в том же госуправлении не так много женщин. В данном вопросе нам еще есть куда расти, ориентируясь на лучшие западные образцы. В ассоциации являюсь председателем отдела «Наука и женщина». Регулярно занимаемся благотворительностью, что особенно актуально в День защиты детей 1 июня. К примеру, во время традиционных выездов по районам девочке-отличнице из многодетной семьи в Сарысуском районе вручили образовательный грант. Всего и не перечислишь.

Подготовил Дархан БАЙТУОВ