Мнение

Правда и вымысел о штрафниках

Правда и вымысел о штрафниках

Подлинную историю рассказывают документы

Снова демонстрировали киносериал «Штрафбат» (режиссер Николай Досталь, автор сценария Эдуард Володарский). Этот фильм-пасквиль принижает роль воинов Красной Армии, действительных защитников Родины - СССР, спасших человечество от коричневой чумы - германского фашизма, людей, которые не жалея жизни шли на смерть в любых условиях, не стали предателями своего Отечества. 

Штрафные батальоны и штрафные роты были, воевали, и надо отдать им должное - воевали храбро, но не они решили исход Великой Отечественной войны. Я хочу рассказать нынешнему и будущим поколениям и тем фальсификаторам истории, которые восхваляют зэков-рецидивистов, политзаключенных, приговоренных к расстрелу, якобы воевавших в штрафбатах и решавших судьбу войны, кто были эти люди. Молодежь должна знать об этом всю правду, а не смотреть этот сумасбродный блеф людей, потерявших стыд и человеческую совесть.

Итак, о штрафниках.

28 июля 1942 года народный комиссар обороны СССР И. В. Сталин подписал приказ № 227 «Ни шагу назад!». Во исполнение этого приказа были созданы штрафные батальоны и роты. Цитирую выписку из приказа. Пункт 1, подпункт «в»: «сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Пункт 2, подпункт «в»: «сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

Так что никаких политических заключенных и бандитов, приговоренных к расстрелу, там и близко не было.

На сегодняшний день история знает одного штрафника, осужденного по статье 58, пункт 10 за антисоветскую агитацию, - курсанта-выпускника Ташкентского военного пехотного училища имени В. И. Ленина Карпова Владимира Васильевича. 19-летнего паренька оклеветали и накануне выпуска несправедливо осудили на шесть лет лагерей.

В 1942 году он написал письмо на имя Председателя Президиума Верховного Совета СCСР М. И. Калинина: «Я - человек с хорошей военной подготовкой, дайте мне возможность бить врага и доказать тем самым свою преданность Родине». В октябре 1942 года его просьбу удовлетворили, и Карпов был направлен воевать в штрафную роту на Калининский фронт. Воевал рядовым бойцом, потом разведчиком. Войну закончил в звании капитана, ему присвоено звание Героя Советского Союза. После войны В. Карпов окончил Академию имени М. В. Фрунзе и Высшие академические курсы Генерального штаба. В 1965 году в звании гвардии полковника уволился в запас. Он написал несколько книг, в том числе «Взять живым», «Маршал Жуков», «Полководец», «Генералиссимус». Работал заместителем главного редактора журнала «Октябрь», главным редактором журнала «Новый мир». Избирался депутатом Верховного Совета СССР, делегатом XXVII съезда КПСС, первым секретарем правления Союза писателей СССР.

А вот что пишет о штрафниках академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации генерал-майор в отставке, писатель Пальцын Александр Васильевич, в годы Великой Отечественной войны - командир 8-го отдельного штрафного батальона 1-го Белорусского фронта, награжденный орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны и многими боевыми и юбилейными медалями: «Я, бывший командир штрафного офицерского батальона, всегда был категорически против тезиса о том, что войну выиграли штрафники, тем более когда Победу связывают с заградотрядами. Наш 8-й отдельный (офицерский) штрафной батальон формировался самым первым, еще на Сталинградском фронте в 1942 году, и ему предстоял особо длинный боевой путь от Волги до Одера, от Сталинграда до Берлина. Я не преуменьшаю значения и роли штрафбатов и в других масштабах, когда они для выполнения отдельных или особых задач передавались временно в состав общевойсковой армии или дивизии, действующих на главных или весьма ответственных направлениях». А вот что пишет А. Пальцын о штрафниках: «В штрафбат попадали, безусловно, разные офицеры-штрафники, но в абсолютном большинстве это были люди, имеющие достаточную военную подготовку, твердое понятие об офицерской чести и стремившиеся скорее вернуться в офицерский строй. А такое, естественно, могло наступить только после непосредственного участия в бою, и никакие понуждения или принуждения под угрозой оружия им не были нужны. Понимали они, что штрафбатам именно сталинским приказом была уготована судьба передовых боевых отрядов, используемых на наиболее трудных участках фронта». Со всех штрафников после ранения, а также погибших снималась судимость, восстанавливалось воинское звание, а выживших после ранения направляли для прохождения дальнейшей воинской службы на соответствующие должности.

Командовали штрафниками только кадровые офицеры, ничем не провинившиеся и не проштрафившиеся.

В киноопусе «Штрафбат» Н. Досталь и Э. Володарский подняли тему заградительных отрядов, о которых они ничего достоверного не знают, а вешают лапшу на уши несведущим кинозрителям. Но это другая тема, и если будет такая возможность, я тоже о них расскажу.

Анатолий НИКИТЮК, полковник милиции в отставке