Комментарии

Отложенный рейс

Отложенный рейс

Трудное возрождение электротранспорта

Листая пожелтевшую от времени подшивку «Знамёнки» за 1980 год, случайно натолкнулся на статью молодого тогда журналиста-практиканта Бекета Момынкулова, сегодня заместителя главного редактора областной газеты. В ней он радует горожан приятной новостью: скоро жители нашего города смогут ездить на троллейбусе… Уже ведется строительство линии нового маршрута, который свяжет шестой микрорайон с кожевенно-обувным объединением. Общая протяженность линии - 15,4 километра. 

И это был не первый маршрут в Джамбуле. Троллейбусная линия из шестого микрорайона до суперфосфатного завода еще в 1980 году хорошо себя зарекомендовала: перевезено 1 миллион 757 тысяч пассажиров. Это значительно облегчило нагрузку на автобусы, которые стали «задыхаться» от перегрузок на маршрутах, связывающих рабочие кварталы с предприятиями. Уже в те далекие времена администрация города хорошо понимала преимущества этого одного из наиболее перспективных видов транспорта, который не потребляет горючее, не загрязняет окружающую среду и не отнимает у города воздух. Но поражает даже не это. Как и 33 года назад, у нынешних троллейбусников остались те же самые проблемы. И первой из них, как и тогда, значится финансовый вопрос.

- В первые годы независимости мало кто обращал внимание на работу троллейбусного парка: ездят, и ладно, - говорит директор ТОО «Таразкоммуналколик» Керимхан Тамаев. - Предприятие постепенно приходило в упадок. Когда 20 мая я приступил к обязанностям директора, ситуация была плачевной: троллейбусный парк - в долгах, выручки нет. Первым делом разработал план вывода предприятия из кризисного состояния: обозначил проблемы и пути их поэтапного решения, изложил перспективы развития. Записался на прием к акиму города и доложил ему по каждому из пунктов. Аким поддержал инициативы, пообещал помочь и сдержал обещание. В данный момент ситуация уже стала выравниваться. Та партия троллейбусов из 10 машин, о которой договорился наш акимат с алматинским муниципальным автопарком, уже получена. Все они в рабочем состоянии и готовы выехать на линию.

Но в городе начались дорожные работы: укладка газовых коммуникаций, асфальтирование. Нас попросили отключить электролинии. Вначале вынуждены были приостановить маршрут по улице Казыбек би. Затем перекопали проспект Жамбыла, пришлось сойти и с этой линии. Мы уже предъявили претензии по убыткам филиалу АО «КазТрансГаз Аймак» и подрядной организации, ведущей асфальтирование на улицах наших маршрутов. Как только работы завершатся, сразу же возобновим движение троллейбусов.

- Керимхан Сарсембаевич, сколько еще придется ждать горожанам?

- АО «КазТрансГаз Аймак» попросило нас отключить электролинии на 20 дней, до 10 августа. Если газовики сдержат слово, то в конце первой декады августа заработают три маршрута. К выезду уже готовы 13 машин.

Кстати, машины, которые нам передали из Алматы, вовсе не старые. Они 2002 - 2004 годов выпуска. И подбирали мы их очень тщательно. За последней партией из пяти троллейбусов я поехал вместе с нашими водителями. Каждую из машин мы загоняли на техосмотр, прокатились на них по алматинским маршрутам. Они еще нам послужат не один год. Кроме этого, коллеги из южной столицы передали нам дополнительно еще один рабочий двигатель и много деталей для текущего ремонта.

- Сохранились ли кадры на предприятии? Ведь при такой работе троллейбусного парка вряд ли вы сможете выплачивать достойную зарплату.

- На выделенные средства мы погасили долги по электроэнергии. Что касается водительского состава, то пришлось серьезно поработать. Многие начали своевольничать. Привозили в парк полторы - две тысячи тенге выручки в день. Я сам проехал по маршрутам и убедился, что выручка должна быть не менее восьми-девяти тысяч тенге в день. С водителями состоялась обстоятельная беседа. Некоторые стали возмущаться, написали заявления об уходе. Мы не задерживали никого. Остальные поняли, что так работать нельзя. К примеру, есть у нас водитель троллейбуса Александр Пчелин. Работает он в парке почти со дня его открытия. Даже в самое тяжелое время приносил в кассу шесть - восемь тысяч выручки за смену. Он - настоящий патриот предприятия. На уговоры коллег уйти возмутился. Воспитывает по программе молодежной практики группу ребят. Вместе с ними готовит машины к выезду, времени напрасно не теряет.

Сейчас готовим объявление о наборе новых кадров. И не только водителей, но и кондукторов, которые будут собирать плату за проезд и отчитываться за каждую смену. Думаем также поднять зарплату, а тех, кто будет выполнять план, премировать.

- Есть ли перспективы развития у возглавляемого Вами троллейбусного парка? Сможет ли он выйти из переживаемого кризиса и заработать так, чтобы не просить дотаций?

- Троллейбусные парки везде и во все времена были дотационными предприятиями. Электрический транспорт - удовольствие дорогое. Только один троллейбус сжигает за смену более 10 тысяч киловатт электроэнергии. Зато экология выигрывает, город становится чище без выхлопных газов.

Есть два способа дальнейшего его развития. Первый - все время находиться на дотациях у городских властей. Просить деньги на покрытие долгов за электричество, на строительство резервных подстанций, при поломке трансформаторов… Второй - создать по примеру Алматы муниципальный автопарк. Было бы очень выгодно для города, если бы мы соединили 13-й микрорайон с центром, обновили движение в сторону железнодорожного вокзала.

На все это нужны средства...

Василий МАЗУР, фото автора