Меню
6 августа, 2013 / Михаил ТЁ / Образование

Правда о физкультуре

Правда о физкультуре

Правда о физкультуре Правда о физкультуре
Фото из открытого источника

Урок, которым жертвуют в школах

Мы стараемся уберечь молодежь от негативных общественных явлений и говорим ей о необходимости соблюдения здорового образа жизни. Твердим молодым людям о важности занятий физкультурой и спортом. Но многие просто не желают даже слушать. А почему такое происходит? Причин, как выяснилось, немало...

С чего все начинается...

Думается, в первую очередь хромает вопрос организации физического воспитания. Начиная с детского сада в подвижных играх и элементарных упражнениях закладывается начальная база физкультуры. С этим делом у нас в большинстве своем все в порядке, но за бортом остается немало детей, не посещающих дошкольные учреждения вообще. Как правило, именно эти дети с раннего детства выпадают из числа занимающихся физкультурой и спортом. Потому они хуже развиты физически, нередко болезненны и слабы. Такая тенденция сохраняется и в школьном возрасте. Все выливается в то, что такие дети на протяжении 11 лет не ходят на уроки физического воспитания, предоставляя медицинские справки. Хорошо, если ребенок не обманывает и действительно не может выдерживать нагрузки. А ведь есть те, кто вполне здоров, но просто не желает заниматься, прикрываясь липовыми документами. Аналогичная картина наблюдается в вузах. С другой стороны, во многих школах нет соответствующих условий. В некоторых из учебных заведений не предусмотрены душевые, игровые площадки не имеют положенного покрытия. К тому же сегодня в вузах урок физкультуры факультативный, предусматривающий посещение занятий по желанию. А таких находятся лишь единицы.

- Понять молодежь тоже можно, - говорит преподаватель физкультуры, пожелавший остаться неизвестным. - Кому хочется ходить после занятий грязным и потным?

Между тем, по его мнению, свое негативное влияние на физическое воспитание молодежи оказывает и необязательность посещения уроков. Такого не должно быть, считает учитель.

Кстати, с нового учебного года по поручению Премьер-Министра страны Серика Ахметова в школах Казахстана уроки физкультуры будут проводиться, как и прежде, три раза в неделю. Третий час, считавшийся вариативным, будет введен в общую сетку обязательных дисциплин. Принятое решение поддерживают жамбылские преподаватели физического воспитания.

- В настоящее время с активным внедрением компьютерных технологий многие дети страдают гиподинамией. Поэтому увеличение часов физкультуры пойдет только на пользу, - уверен преподаватель кафедры физкультуры ТарГПИ Николай Шевченко. - Я работаю не первый год и могу сказать, что студенты с каждым разом все слабее. Ярким подтверждением этому может послужить, к примеру, обморочное состояние девушек. Это происходит обычно весной. Раньше были единичные случаи. За последнее время они участились - в неделю три-четыре потери сознания. И это только от небольшой нагрузки.

Докатились

- В прежние годы работать учителем физкультуры было одно удовольствие, - вспоминает старший преподаватель ТарГПИ Александр Шевченко, - было и уважение, и соответствующее отношение как со стороны руководства, педколлектива, так и учащихся. Физруков всегда ставили в пример. Сегодня же такие люди считаются безуспешными, ничего не достигшими в жизни, а должность учителя физкультуры в общем рейтинге опустилась чуть ли не на последнее место. Как же такое случилось, спросите вы. Да очень просто. Мы стремимся к массовому спорту, но об этом трудно говорить, когда отношение населения к этой сфере испортили деньги и руководители школ.

По его мнению, престиж спорта стал падать, когда в спортивные секции стали брать всех подряд, даже негодных по состоянию здоровья, лишь бы заполнить группу.

- А делается это для того, чтобы получить зарплату. И такому учителю неважно, кто будет ходить, какие у него будут успехи, главное - больше заработать, - продолжает Александр. - А раньше об этом даже и не думали. В секции выстраивалась целая очередь желающих, среди которых проводился отбор лучших. А работая, болели за свою команду и Отечество. Основной целью было завоевать медали. Выступали не за деньги, а для себя, ради собственного здоровья и славы страны. И в награду получали лишь моральное удовлетворение. А сейчас у педагогов нет никакой заинтересованности. Главное, чтобы платили деньги. На этом и строится весь учебный процесс.

Безусловно, на общей ситуации сказался и низкий уровень многих нынешних преподавателей. У непрофессиональных кадров и уроки соответствующие. Думается, такими молодежь не заинтересуешь. В первую очередь нужны педагогические навыки, знания, а также креативный подход.

- Прежде учитель физкультуры был человеком авторитетным, за его плечами были многочисленные соревнования и имелся жизненный опыт, - говорит А. Шевченко. - Сегодня же картина совсем иная. Не сумел пройти по конкурсу в банковскую сферу - добро пожаловать на должность преподавателя физкультуры.

- Возмущает и то, что когда в школах идет подготовка к ЕНТ, заменяются именно уроки физкультуры, - подхватывает разговор Николай Шевченко. - То же самое касается различных собраний, субботников и так далее. Нередко директора школ используют физруков как водителей или бесплатную рабочую силу. Все это происходит на глазах у детей, у которых складывается соответствующее отношение к учителю и к самому предмету.

По мнению старшего преподавателя ТарГПИ Феликса Кима, на нынешнем состоянии физкультуры отразилось и другое.

- В свое время пединститут был единственным вузом, где готовили учителей физкультуры, - говорит он. - Со всей области приезжали абитуриенты, и был большой конкурс. Всегда поступали очень сильные студенты, которые в основном были выпускниками детско-юношеских спортивных школ. В настоящее время таких единицы. К тому же сегодня образование стало платным. К примеру, заплатил молодой человек, абсолютно не имевший никакого отношения к данной сфере, и поступил. А нам их учить. Причем надо подготовить из него специалиста международного уровня. А многому ли можно научить человека в 17-18 лет, который не прошел спортивную школу и не знаком даже с азами? О чем может быть речь?

Другой вопрос - отсутствие методического материала.

- Раньше методической литературы было очень много, выпускалась информация и на видеокассетах. Нынче очень трудно найти что-то подобное. Даже в Интернете ничего не найдешь. Методическая литература советской эпохи утеряна, а новую практически не выпускают, - сетует Ф. Ким.

Сегодня согласно поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева страна стремится к 30-процентной планке охвата населения систематическими занятиями физической культурой и спортом. Для этого повсеместно создаются благоприятные условия - строятся стадионы и спортплощадки, открываются залы бокса. Но, думается, этого мало, чтобы население активизировалось. Здесь важна работа идеологическая, агитационная и воспитательная. А прививать любовь к спорту необходимо с раннего возраста. Наверное, только тогда и в школе, и в вузе будут с удовольствием посещать уроки физкультуры, только тогда появятся массовость и еще большие достижения в спорте. Как говорится в Послании Президента страны казахстанцам «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», «здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения и повседневной жизни населения».

Михаил ТЁ, фото автора

Самые читаемые статьи недели: