Страхи страхования
Страхи страхования
Развитию рынка мешают фальшивки и сомнения граждан
Результаты деятельности страховых компаний уже несколько лет подряд являются положительными. Как показывает практика, в целом организации этого сектора идут с приличной прибылью, а сотрудники и агенты перешли в разряд высокооплачиваемых. Во многом рост показателей обусловлен тенденциями в секторе автострахования. С другой стороны, здесь все еще имеет место ряд сдерживающих факторов, среди которых можно выделить две основные проблемы.
Мошенники с большой дороги
Недавно с одним моим знакомым произошел неприятный казус. Пытаясь вырулить с перекрестка налево, он решил опередить двигавшийся по встречной полосе автомобиль. Но не успел. В результате две легковушки столкнулись. Благо, скорости были небольшие, обошлось без серьезных травм. Но оба транспортных средства серьезно пострадали. Получилось так, что помимо ремонта своей другу нужно было возмещать ущерб по второй машине, который потянул на 193 тысячи тенге. Ситуацию, казалось, спасало наличие страхового полиса. По нему страховщики должны были выплатить большую часть суммы. Но в офисе компании автолюбителю сообщили шокирующую весть: никаких выплат не будет. Причина - поддельный страховой полис.
- Знакомая ситуация. Недавно подобное случилось с еще одним жителем города, который также приобрел фальшивую страховку. Мы всегда предупреждаем своих клиентов: ни в коем случае нельзя оформлять страховку на улице, лучше всегда делать это в стенах офиса, у проверенных агентов. Ведь даже если на улице поставили столик и ноутбук прямо у стен конторы какой-нибудь организации, никто не даст гарантии, что эти люди работают именно от той фирмы, на двери которой вам указывают, - комментирует данный случай специалист по страхованию жамбылского филиала АО СК «Аманат Ins» Бахром Валиев.
Тем не менее вычислить мошенников можно.
- Во-первых, в республиканской единой базе данных ваш документ не будет значиться, - объясняет Б. Валиев. - В названном случае фальшивый полис выявился после того, как представители страховой компании внесли номера в базу данных. И выяснилось, что на деле он выписан на другого человека в другом городе. Расчет был на то, что в течение года клиент не попадет в дорожно-транспортное происшествие, следовательно, не обратится за получением выплат. Во-вторых, клиенту необходимо обращать внимание на процесс заполнения данных в страховой полис. Если у вас спрашивают ФИО, номер удостоверения личности, кем и когда выдан документ и так далее, стоит насторожиться. Ведь в единую базу данных достаточно ввести номер ИИН, и в полисе автоматически пропишутся большинство ваших данных.
На сами бланки, по словам эксперта, уже не стоит обращать внимания - вам могут выдать такой документ, который не отличишь от настоящего. У него будут даже водяные знаки, и сотрудники полиции могут вычислить липу не на глаз, а лишь при помощи компьютеризированной автосистемы.
Человеческий фактор
Впрочем, одно дело, когда клиента вводят в заблуждение, обещая «настоящую» страховку. Совсем другое, когда он прекрасно осознает, что берет липу. Ведь многие водители уверены в том, что по своей вине не попадут в аварию. А некоторые не хотят оформлять официальный полис и по другой причине - мол, все равно выплат от страховщиков не добьешься. Аргументы такие: чтобы получить выплаты, приходится собирать кучу документов. Но такая усложненная процедура направлена на то, чтобы исключить всякого рода махинации.
- В любом случае иметь страховой полис необходимо, так как того требует закон, - убеждает Б. Валиев. - Отсутствие этого документа влечет за собой чувствительный штраф, а при наступлении страхового случая водитель остается один на один со своими проблемами.
Действительно, порой потерпевшая сторона оценивает понесенный в аварии ущерб в несколько миллионов тенге. Виновник ДТП начинает искать средства на стороне, а порой все заканчивается кредитом в банке. В итоге получается знакомая картина: сэкономив на полисе несколько тысяч тенге, в дальнейшем ты «попадаешь» на сотни тысяч и миллионы.
- Недавно эксперты признали: уровень мошенничества в сфере автострахования достигает в стране 20-25 процентов, - говорит специалист. - Это весьма серьезный показатель, но действенных методов борьбы с этим явлением пока еще не придумали.
Но, по словам Б. Валиева, даже примерным водителям следует проявлять личную ответственность во всем, вплоть до мелочей. Порой автолюбители относятся к своему железному другу с чрезмерной любовью: каждый день проверяют уровень масла в двигателе, регулярно подкачивают шины, бегут красить кузов при малейшей царапине, практически каждый час трут, наводят лоск. А вот про документы забывают. В Таразе был случай, когда к страховщикам после совершенного ДТП обратился их давний клиент, бывший на хорошем счету. Вдруг выяснилось, что срок действия его страховки истек буквально два дня назад! Он просто забыл о том, что полис не бессрочный.
Доверие растёт
Впрочем, в большинстве случаев автолюбители успешно получают причитающиеся суммы. И в целом рынок в стране динамично развивается. Так, по договорам обязательного страхования транспортных средств размер премий в прошлом году составил более 211 миллиардов тенге с ростом на 9,2 процента. Выросло в этом секторе и добровольное автострахование - более чем на 60 процентов (6,4 миллиарда тенге). Водителям выплатили в качестве компенсаций 8,5 миллиарда тенге (плюс 28 процентов) и 1,6 миллиарда тенге (плюс 22 процента) соответственно. Эти показатели иллюстрируют рост доверия населения к рынку страхования.
- Конечно, определяющую роль в укреплении доверия со стороны клиентов должны играть сами страховые компании, - говорит Б. Валиев. - Человеку необходимо объяснять, на какую сумму он может претендовать в случае аварии, а при возникновении страхового случая - обеспечивать ему полную достоверную информацию. Ведь бывают случаи, когда две стороны, попавшие в ДТП, не могут сойтись на оценке ущерба. Потом начинают говорить, что страховщики подвели, выплатили мало денег. Чтобы избежать этого, клиентам необходимо разъяснять все до мельчайших деталей.
Как оказалось, бывают договоры, согласно которым водителю могут выплатить полную сумму ущерба или даже всю стоимость машины. В этом году такие прецеденты в Казахстане уже были.
- Все эти моменты благотворно сказываются на развитии рынка страхования в целом, - заключает эксперт. - Но такие проблемы, как мошенничество с поддельными полисами и сознательное нежелание людей заключать договоры, мешают общему прогрессу. Вскоре предполагается ввести обязательное страхование недвижимости, и тогда еще больше людей станут участниками рынка. Недопустимо, чтобы подобные уловки перекочевали и в этот сектор. Здесь вся надежда не только на правоохранительные органы, но и на самосознание граждан.
Шухрат ХАШИМОВ