The news is by your side.

Самый главный урок

Этот предмет не должен быть второстепенным

Преподаватель художественного труда средней школы № 38 Тараза Наталья Борисова выросла в многодетной семье. Как самая старшая из девочек, привыкла с малых лет заботиться о братьях и сестрах, помогать матери по хозяйству. Кроме того, ей очень нравились уроки труда в школе, где она быстро научилась готовить, шить, вышивать, вязать. 

Занятой сначала на заводе, а потом работавшей няней в детском саду матери было некогда. Подростком Наташа умела по дому практически все, прекрасно обшивала сестренок, была если не знатоком, то мастером кулинарного искусства.

— Мы жили в Бишкеке, в школе на трудах девчонок учили и готовить, и консервировать, и печь, до сих пор у меня дома хранится школьная тетрадка с записями рецептов и советов по хозяйству, — вспоминает Наталья Федоровна. — Уже тогда я мечтала, что стану учить премудростям домоводства не только младших в семье, но и всех ребят, кто пожелает, буду учителем труда.

Наталья вышла замуж, переехала жить в Тараз, но в нашем городе в пединституте не было такого факультета, где бы обучали именно на учителя труда. И она поступила в Джамбулский технологический институт легкой и пищевой промышленности, вскоре окончила его по специальности технолога швейных изделий. Сначала пошла работать в ателье.

— Терпения у меня было больше, чем у коллег, и когда к нам приходили практикантки, именно я разъясняла им тонкости раскроя, пошива, — говорит Наталья Федоровна. — И все хотела перейти работать учителем труда в школу. Меня пригласили в производственно-техническое училище № 8 мастером производственного обучения. Там я вела курс по швейному делу. А затем, наконец, пришла учителем в школу. Окончила курсы повышения квалификации, у меня высшая категория.

Учитель труда не считает свой предмет второстепенным, не главным, поскольку, как в пословице, для кого труд — радость, для того жизнь — счастье. Не каждый ребенок станет в будущем знаменитым физиком, математиком, литератором, но элементарные трудовые навыки пригодятся абсолютно всем.

— Мне нравится работать с детьми, особенно с девочками, ведь каждая из них станет домохозяйкой, — отмечает Наталья Федоровна. — Они вырастут, обзаведутся семьями, и мои уроки труда им в жизни пригодятся. Если и не будут сами шить и готовить, хотя бы научатся выбирать стильные, хорошо сшитые вещи, чтобы одеться со вкусом, сумеют красиво подать и оформить блюда к столу.

На уроках Натальи Борисовой в таразской школе № 38 старшеклассниц обучают навыкам как современного, так и традиционного шитья, вышивания и ковроткачества. Одновременно подростки изучают традиции разных этносов в прикладном искусстве. Единственный минус — это нехватка времени, на урок художественного труда отводится всего 40 минут в неделю, это действительно мало, чтобы выполнить красивую работу.

По мнению Н. Борисовой, мало часов в школе уделяют сейчас по планам и изобразительному искусству. Предмета рисования сейчас нет отдельно, его объединили с уроками труда, предмет называется художественный труд. Тем не менее учитель подходит к уроку добросовестно, дает детям разносторонние знания, в том числе о знаменитых художниках, о жанрах живописи и другом.

— Самое важное в моей профессии — это воспитать культурную, эстетически грамотную молодежь, — говорит Наталья Федоровна. — А еще главное — чтобы во всех смыслах они выросли и оставались настоящими людьми.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.