The news is by your side.

Колыбель страны

Глубинку поднимать важно и нужно

Анрахай — населенный пункт, расположенный в 130 километрах от районного центра, входит в состав Отарского сельского округа Кордайского района. Здесь живут железнодорожники: 28 домов, 170 человек. На первый взгляд, в селе все тихо и неспешно. На самом деле все иначе. С утра и до позднего вечера каждый занят своим делом. У тех, кто работает на железной дороге, свой график, многие параллельно ведут домашнее хозяйство. Забот у сельчан хватает.

… Дорога, связывающая села Отар и Анрахай, оставляет желать лучшего. На обратном пути наша редакционная машина сломалась.

Однако, по словам акима сельского округа Акжола Каримова, недавно дорогу привели в порядок с помощью грейдера. Вот только в дождливый сезон добраться до села Отар — все равно что преодолеть непреодолимое препятствие.

Жители сел Анрахай и Бель мечтают об асфальте. К слову, в следующем году в рамках программы «Ауыл — ел бесігі» в населенных пунк­тах Отарского сельского округа ожидаются большие изменения. Если все пойдет по плану, в Анрахае появятся асфальтированные улицы. Еще решается вопрос с газификацией. И кто знает, может быть, в ближайшем будущем мы с вами станем свидетелями возрождения глубинки. Молодежь вернется в село, и возникнет необходимость строительства школы.

Говорят, не место красит человека, а человек место. Только вот относительно населенного пункта под названием Анрахай и его жителей вряд это высказывание применимо. Здесь действует другой закон — закон гармоничного сочетания, когда люди и место дополняют друг друга.

Исторически так сложилось, что Анрахайская долина имеет особое значение, следовательно, и люди, живущие здесь, должны быть особенными. Ведь именно с Анрахаем ассоциируется культовая победа казахов над джунгарами. Так и живут анрахайцы, стараясь соответствовать легендарному предназначению.

Несколько домов и железная дорога — вот и все достопримечательности. Позже мы убеждаемся, что главная достопримечательность Анрахая —
люди.

Направляемся в первый дом. Распахнутые ворота, двор, наполненный детским смехом.

— Проходи, балам, — улыбается пожилая женщина.

Как оказалось, здесь проживает семья Таттимбетовых. Бабушка, принявшая нас как родных, — глава семьи.

Добрые глаза и нежный взгляд 83-летней Асем-апы свидетельствуют о счастливой старости.

— Накрывайте на стол, у нас гости, —
велела она домашним.

Наша беседа началась так, будто мы знакомы много лет. Асем-апа рассказала о своей молодости, трудовом прошлом и житейских заботах сегодняшнего дня. Ветеран-железнодорожник Асем Таттимбетова и ее супруг — основатели династии железнодорожников. Их сыновья Ыдырыс и Серик продолжили дело родителей, сегодня они также являются ветеранами железной дороги. Внуки Бакыт и Мухамед тоже путейцы.

— Мы трудились наравне с мужчинами, не боялись работы, — вспоминает бабушка. — Сегодня все это в прошлом. Сейчас время пожинать плоды.

Наш разговор прервали приглашением к столу. Горячий хлеб, который только что испекла младшая сноха, курт, домашнее масло, кумыс и плов…. Признаюсь, угощения пришлись нам по вкусу.

За дастарханом собрались сразу четыре поколения Таттимбетовых: мама, сын, внуки и правнуки. Асем-апа занимает самое удобное место. По традиции рядом с ней устраиваются все маленькие члены семьи.

— Самая младшая Айсезим только учится ходить, они с бабушкой неразлучны, — знакомит нас глава семьи Серик-ага.

Словно подтверждая слова своего дедушки, Айсезим аккуратно обходит дедушку, родителей, и удобно располагается на коленях прабабушки.

— Анрахай любит трудолюбивых, — продолжает Серик-ага. — Практически все здесь — работники железной дороги. В каждом доме есть свое подсобное хозяйство — словом, обычная сельская жизнь. Мы купили дом в селе Альжан-ана, старшие внуки учатся, поэтому придется переезжать (дети из Анрахая посещают школу в соседнем селе Бель. — Прим. автора). Обстоятельства так сложились. В отчем доме по традиции остается младший из моих сыновей. Мама решила жить в Анрахае. Очаг родного дома не должен гаснуть.

В доме, где живут старики, свет горит ярче, а огонь очага, в котором слышен шепот материнской молитвы, согревает сильнее.

Так как жизнь анрахайцев напрямую связана с железной дорогой, сегодня и мы пройдемся по рельсам…

Расстояние 12 километров ежедневно проходит Турсынхан Кельдыбаев. Он один из тех, чья судьба накрепко связана со стальной колеей. За 30 лет работы путеец Т. Кельдыбаев, кажется, изучил каждый сантиметр железного полотна. Рабочий день у него начинается в шесть утра: планерка, обязательный полный инструктаж по технике безопасности. От профессионализма путейца во многом зависит безопасность пассажиров.

— Пронизывающий холодный ветер или проливной дождь — не повод отлынивать от функциональных обязанностей. Мы отвечаем за жизни людей. Если что-то недоделал, отложил на завтра, то это в нашем деле может обернуться катастрофой, — рассказывает Турсынхан Кельдыбаев.

Несмотря на то что работа путейцев связана с колоссальными физическими нагрузками, о своей профессии Турсынхан-ага говорит с большим уважением.

— Мой отец ходил по рельсам, был в ответе за безопасность людей, я пошел по его стопам. После армии вышел на пути. У нас династия железнодорожников, — с гордостью констатирует он.

На вопрос, в чем сложность его работы, отвечает скромно:

— Самое трудное — быть всем сердцем привязанным и увлеченным своим делом. Если вы не чувствуете радости от выбранной профессии, бросайте ее незамедлительно. Так вы поможете и себе, и окружающим.

Турсынхан-ага раскрывает еще один секрет:

— Железная дорога ошибок не прощает. Нельзя выходить на смену в плохом настроении, голова должна быть ясной, мысли чистыми. С коллегами обязаны научиться понимать друг друга с полуслова. То, что недоступно человеческому взгляду, распознает техника. Хотя опытному путейцу достаточно послушать стук колес, чтобы определить, где затаилась опасность.

Попрощавшись с рассудительным железнодорожником, мы направляемся в село Бель.

При въезде в село встречаем дежурного по переезду. Марат Сеиткулов уже 25 лет встречает и провожает поезда. Он родился и вырос в этом селе, помнит время его процветания, а затем и постепенного упадка. Сегодня в Беле функционирует новый медицинский пункт, школа, библиотека.

Проблемы есть, но они постепенно решаются, уверены бельцы.

Сам Марат Сеиткулов — железнодорожник в третьем поколении. Работали на путях его дед, участник Великой Отечественной войны, и отец.

— Теперь моя очередь нести эту вахту, — улыбается он.

Работает дежурный по переезду с раннего утра до позднего вечера. Работа посменная. После трудового дня его ждут семейные дела. У него небольшое хозяйство. В семье воспитываются пятеро детей. Супруга — работник медицинского пункта. О переезде в большое село не думали.

— Здесь мой дом, земля моих предков. Как говорится, где родился, там и пригодился. Если все уедем в большие города, кто будет поднимать село? Для того, кто работы не боится, в селе всегда найдется занятие. Живем не хуже других. Было бы желание, будет все необходимое, — считает Марат Сеиткулов.

По информации, предоставленной акиматом Отарского сельского округа, в 2021 году по программе «Ауыл — ел бесігі» в селе Бель планируется заасфальтировать четыре улицы, провес­ти работы по уличному освещению.

* * *

Возвращаясь в редакцию, мы сделали вывод: развивать и поднимать глубинку нужно и важно, ведь здесь живут люди с чистым сердцем, трепетно сохраняющие традиции дедов и отцов.

Шолпан САБАНОВА,
специально из Отарского сельского округа,
с. Анрахай, с. Бель,
фото Мадияра КАРАБАЕВА

Комментарии закрыты.