The news is by your side.

Гектары раздора. Кто пасётся на шуских лугах?

Кто пасётся на шуских лугах?

Не секрет, что вопрос о наличии пастбищ всегда был актуальным для казахов, с давних времен занимающихся разведением скота. В последние годы проблема обострилась, и разногласий из-за пастбищных угодий между сельчанами становится все больше.

Закон о пастбищах, действующий с 2017 года, направлен на эффективное регулирование пастбищ и улучшение их инфраструктуры, предотвращение деградации земель. Но проблема с предоставлением земель для пастьбы животных все еще стоит на повестке дня.

 

Нехватка пастбищ

На недавнем заседании Общественного совета области руководитель управления земельных отношений акимата области Бахтияр Копбосынов заявил, что выявилась нехватка 0,7 миллиона гектаров пастбищных угодий.

— Особенно в них нуждаются крестьяне Байзакского, Жамбылского, Жуалынского, Кордайского и Меркенского районов. Шуский район тоже является одним из проблематичных в этом плане, — отметил глава ведомства.

По словам инспектора по использованию и охране земель акимата Шуского района Турара Башырханова, в прошлом году государству было возвращено 20652 гектара пастбищ. Однако их по-прежнему не хватает.

— В прошлом году мы через суд вернули государству 21056 гектаров неиспользуемых земель, в том числе более 20 тысяч гектаров пастбищ, которые находились в собственности ТОО «Smart Agro Karkara» и ТОО «Смарт Агро». Есть граждане, которые используют пастбища для других целей. К примеру, в прошлом году житель села Оразалы батыра Ж. Орынбаев возвел на пастбищных землях частный дом и пристройку. Ему выписали штраф на сумму 104175 тенге и выдали предписание устранить нарушение в течение трех месяцев. Пастбища можно использовать только для выпаса скота. Неосвоенные земли выявляются по заявлениям отдела земельных отношений акимата района, акимов сельских округов и местных жителей. По закону на одну голову мелкого рогатого скота должно быть предоставлено три гектара пастбищ, на единицу крупного рогатого скота — шесть гектаров. В районе не хватает 66 тысяч гектаров пастбищ. В этом году государству планируется вернуть еще 13 тысяч гектаров неиспользуемых земель. В целом проблема пастбищ особенна актуальна в селах Коккайнар и Аксу, — заключил инспектор.

По словам Турара Башырханова, только в Тасоткельском сельском округе сельчанин не использовал 490 гектаров пастбищ. Невозможно представить, чтобы территория оставалась неиспользованной в то время, когда в ауле существует проб­лема с ее нехваткой. Стоит отметить, что будь то пашня или пастбища, акимам сельских округов проблематично изымать их у крупных хозяйств.

Проблемы с нехваткой земель для выпаса скота имеются и в Корагатинском сельском округе. В селе Енбек — 53 дома, в селе Жиенбет — 87 домов. Большинство местных жителей живут за счет разведения скота. К сожалению, пастбищ в этом округе мало. Ситуация осложняется тем, что есть граждане, незаконно ограждающие пастбища забором.

Жители села Енбек рассказали, что их односельчанин Адильхан Осербаев, прибавив к своим 15 соткам около одного гектара государственных земель, огородил их. Выступают сельчане и против приватизации пастбищных угодий, ведь их и так не хватает.

— У меня более 500 голов овец. Из-за отсутствия пастбищ мы не можем увеличить поголовье. В последние два года на полях была засуха, — говорит Балтабай Тайшабаров из села Енбек.

 

Проблем всё больше

Во время разговора с жителями сел Енбек и Жиенбет мы выявили еще одну проблему. Рядом с этими двумя селами проходит автомагистраль Мерке-Шу-Бурылбайтал, строительство которой длится уже два года. По словам жителей, подрядчик с одобрения председателя совета аксакалов Корагатинского сельского округа Танирбергена Жексенбиева вырыл посреди пастбищных угодий большой карьер.

Мы обратились в акимат округа, чтобы узнать, насколько это законно. Ведущий специалист акимата Корагатинского сельского округа Куаныш Хамзаев говорит, что после завершения строительства дороги проблем может стать больше.

— Подрядчик, отвечающий за строительство дороги, получил разрешение совета старейшин села. Хотя за разрешением на проведение таких работ обращаться нужно непосредственно к акиму сельского округа. Я говорил акиму округа, что документ нельзя подписывать, и пояснил, что аксакалы села не учли мнения сельчан. Подрядчики объяснили, что у них есть государственный акт на разработку 15 гектаров. Но работы проводились на 40 гектарах пастбищных угодий. Жители аула, будучи недовольными этой ситуацией, остановили работу на карьере. Когда мы попросили подрядчиков прекратить работы, они ответили, что председатель совета аксакалов пообещал получить разрешение на эксплуатацию карьера. Мы объяснили, что он не имеет таких полномочий, — говорит К. Хамзаев.

Помимо карьера, есть еще один вопрос, который беспокоит сельчан. Строительство автомобильной дороги респуб­ликанского значения Мерке-Шу-Бурылбайтал близится к завершению. Когда работы закончатся, скот жителей села Жиенбет не сможет безопасно пересекать трассу, направляясь на пастбище. Причина в том, что проект не предусматривает перегон скота. Через дорогу расположены и 350 гектаров пашни. Если переезд на другую сторону не предусмотрен, то как сельскохозяйственная техника попадет на поля?

— По словам подрядчиков, мы, жители села, должны написать заявку и отправить ее в проектную компанию. В настоящее время собираем подписи. Но переживаем, что строи­тельство дороги будет завершено до момента рассмотрения заявки и тендера, — говорит К. Хамзаев.

Мы также поинтересовались мнением председателя совета аксакалов села Танирбергена Жексенбиева по поводу критики сельчан в его адрес.

— У меня нет права выдавать разрешение на разработку карьеров. Я не согласен с тем, что говорят сельчане. Аким сельского округа Алмасбек Саулебаев проживает в другом селе. Иногда в экстренных случаях, когда акима не бывает, люди приходят ко мне. Наверное, из-за этого местные жители говорят подобное, — сказал аксакал.

Разъяснение по этому поводу дал и главный специалист отдела земельных отношений акимата Шуского района Максат Денгелбаев.

— В случае незаконных действий, акимат сельского округа должен сначала направить официальное письмо в наш отдел. Затем специалисты проведут проверку, и в случае выявления нарушений, мы отправим информацию инспектору по использованию и охране земель районного акимата. В свою очередь он выносит предупреждение или штраф в соответствии с законом. К сожалению, нет рабочей группы для выявления нарушений, связанных с пастбищами. Мы проводим проверки только по заявкам населения или акиматов, — говорит он.

Как выяснилось, обращений от акима сельского округа в отдел земельных отношений о нарушениях, касающихся пастбищных угодий, не поступало. Если проектный план не будет изменен как можно быстрее, то сельчанам грозят большие неприятности. Сможет ли аким Корагатинского сельского округа Алмасбек Саулебаев решить проблему до завершения строительства дороги? Вряд ли. Ведь он даже не живет в округе, которым руководит.

К слову, только в Корагаты имеются 3300 голов КРС, 11000 овец и 450 лошадей, которым необходимы 19000 гектаров пастбищ. Всего же в районе 235 крестьянских хозяйств. Из них только 64 имеют доступ к пастбищным угодьям. Конечно, земли постепенно возвращаются в ведение государства. Однако число правонарушений, связанных с этим, в том числе коррупционных, только растет.

Ергали КАРТАЙГАН

Комментарии закрыты.