The news is by your side.

В списках значатся!

Один день работы общественной комиссии по распределению помощи

На двадцатый день после урагана жильцы домов и подрядные компании сумели восстановить более половины (210 из 371) поврежденных объектов. Последствия стихии устранены в Таразе и трех районах — Жуалынском, Байзакском и Жамбылском. Мало что напоминает о стихийном бедствии и в селах Таласского и Сарысуского районов. Лишь в Жанатасе и Каратау строительно-ремонтный бум в самом разгаре. Вместе с тем в эпицентре беды немало и тех, кто помощи так и не дождался. 

Оживление, совсем не характерное для Каратау, объясняется масштабом восстановительных работ. Спецтехника работает возле многоэтажных домов и зданий: ремонт кровли на многих объектах еще не завершен. По городу с 27-тысячным населением до сих пор курсируют «КамАЗы», развозящие стройматериалы.

— В основной своей массе жители аулов и частного сектора Каратау получили все, в чем нуждались, — говорит председатель районной комиссии по ликвидации ЧС, заместитель акима Таласского района Серик Дадабаев. — Но по райцентру остались спорные вопросы, сейчас акимат города решает их совместно с депутатами раймаслихата — членами комиссии по оценке и возмещению материального ущерба. Можете сами убедиться, как они работают, посетив штаб при акимате города.

Поскольку меня командировали в штаб в качестве члена вышеназванной комиссии, я постаралась усвоить механизм ее работы. В этом мне помогли сами каратаусцы, в том числе представители штаба.

Акима города на рабочем месте я не застала, зато просители в его приемной показались мне натурами колоритными. Три женщины штурмовали запертую на ключ дверь кабинета заместителя акима города Газиза Асемова. В какой-то момент оттуда вышел юный сотрудник, но дверь за ним запереть не успели. Одна из ожидающих рванула внутрь, несмотря на сопротивление молодого человека, и добилась-таки аудиенции. Суть происходящего разъяснила ее товарка.

— Наши дома обходили еше 13 января, вроде записали, сколько листов шифера слетело, а помощи как не было, так и нет, — едва сдерживая гнев, говорит Асия Елубаева, проживающая по улице Алтынсарина, 56. — Мы повторно приходили с заявлением, ксерокопиями документов, данные вбили в компьютер, а сейчас выясняется, что нас вроде и нет вовсе. Сейчас вот заново документы требуют.

Через пару минут приемную наводнили люди, и почти все — с аналогичными просьбами. За исключением бывшего строителя Натальи Одеговой, проживающей в доме № 9 по улице Акшараева, которая пришла искать единомышленников в коридорах власти. Она просит, чтобы акимат убедил подрядчика, настилающего крышу на ее многоэтажке, увеличить площадь козырька для слива воды, чтобы уберечь стены от сырости.

— Койшибай Орынбекович (аким города Каратау К. Махашев. — Авт.) сейчас в автобусном парке, на раздаче стройматериалов, сказал, можете туда проехать, — отвлекла меня от общения с просителями секретарша.

Спустя минуту один из заявителей, Сериккул Айбагаров, везет меня в АТП — «горячую точку» на окраине города. Он один из тех, кого помощь обошла стороной.

— Мои соседи все получили, что просили, а мне отказали. Сказали: на твоем доме крыша цела, а на гараж и хозпостройки шифер не даем. А как раз оттуда я их снял для дома, чтобы хоть на время дырки залатать. И эти «бэушные» куски видно невооруженным глазом. Была бы работа, сам бы приобрел. У таксиста, сами понимаете, заработок небольшой — то пусто, то густо, — говорит С. Айбагаров.

Похожими — один в один — ситуациями поделились и десятки каратаусцев, с которыми я познакомилась по пути в автопарк и непосредственно на его территории.

— Сначала мы значились в списках председателей уличных комитетов, потом подали индивидуальные заявления, и все равно груженые самосвалы проехали мимо, — рассказал Алибек Дуйсеналиев с улицы Валиханова, 2.

— Так идите в акимат, там принимают заявления с приложенными копиями удостоверений личности и техпаспортами, — делюсь я увиденным.

— Но сказали же, что не принимают повторные заявления, — с досадой отвечает он.

Как выяснилось, эта установка устарела. Пообщавшись с горожанами, пришедшими в автопарк в надежде отыскать свои фамилии в списках получателей, и депутатами раймаслихата, сопровождающими доставку материалов по домам, узнаю: дополнительный список все-таки существует.

По словам заместителя акима города Айтолкын Абдибековой, в этом списке примерно пятьсот человек, каким-то образом оказавшихся за бортом. Но прежде чем этот факт обнаружится и выпавшую фамилию вобьют в новый список, просящему придется буквально «протоптать» дополнительную помощь. Отнести заявление в райакимат, горакимат, в АТП. Здесь в случае обнаружения кандидата в списках надо выстоять на холоде час-полтора, дождаться вместе с депутатом своего участка (без него — никак), чтобы отгрузили, выписали наряд и отвезли по адресу. Это морока изматывает, но вожделенная помощь того стоит.

Помогли ли мы всем обратившимся, доподлинно неизвестно. Но имена одиноких стариков и пожилых людей из восстановленных списков мы сверили с А. Абдибековой уже по телефону.

— Жайлау Турлыбаеву, проживающему по улице Геологов, 53, выдали, Танзиле Шариповой — по Шахтерской, 77 отвезли профлисты вместо шифера, Елизавете Васильевне Ранневой — по Лермонтова, 41 отвезем завтра, Владимиру Муллову — по Октябрьской, 10 — тоже, — рассказала она. — Доставка материалов продолжится в ближайшие дни. В частном секторе по Каратау пока числится 1718 домов, получивших стройматериалы, но за выходные, после сверки данных, цифры изменятся.

— Будем считать, что в частном секторе почти все закрыли прорехи в кровле, а где-то полностью ее перекрыли, — говорит аким города Каратау Койшибай Махашев. — А кто все еще просит, так это на гаражи и сараи. Если кого-то действительно пропустили, выясним с помощью депутатов. Основные силы мы бросили на многоэтажки, социальные объекты и госучреждения.

По данным на 1 февраля, в Каратау восстановлена кровля 71 многоэтажки и 19 социальных объектов. Работа комиссии по оценке и возмещению материального ущерба продолжается.

Гульжан АСАНОВА фото автора

Комментарии закрыты.