The news is by your side.

А правда такова

Кто такой Батырбек датка, чем он прославился, что сделал такого для народа, что через века потомки решили увековечить его имя в памятнике?

Благодарные потомки чтят память Батырбека датки

Батырбек датка — внук Шинета батыра, старший сын знаменитого Рысбека батыра, чье имя стало боевым кличем. Он жил примерно в 1795-1885 годах. Внес неоценимый вклад в сохранение веры и языка родного народа. 

Весной этого года аким Жуалынского района Батырбек Кулекеев на встрече с ветеранами
войны и труда сказал, что сейчас проводится работа по строительству памятника Батырбеку датке и мавзолея. В детстве я слышал о Батырбеке датке. Однако мало что знал о его жизни и деятельности. После слов Б. Кулекеева задумался: кто такой Батырбек датка, чем он прославился, что сделал такого для народа, что через века потомки решили увековечить его имя в памятнике?

…В первой половине ХIХ века казахская степь была поделена на три части. Можно сказать, по принадлежности к трем казахским жузам. Царское правительство в подвластных территориях Младшего жуза ввело правление султанов, а Среднего жуза — старших султанов. А на юге страны, где властвовало Кокандское ханство, казахами Старшего жуза правили датка (титул, присуждавшийся в Кокандском и Бухарском ханствах людям, занимавшим высокую административную должность). История гласит, что здесь особым уважением и авторитетом пользовались четыре датки — Байзак, Батырбек, Шокай и Сапак. Но та же история утверждает, что наиболее влиятельными были Байзак датка и Батырбек датка. Они решали социально-политические проблемы населения, отстаивали интересы своего народа, стали известны и почитаемы как влиятельные общественные деятели. Об их жизни и деятельности повествуют поэтические произведения их современников, таких знаменитых поэтов, как Суинбай, Шоже, Майлыкожа, Маделикожа и другие. Например, про Батырбека датку поэт Шоже писал:

Божьей милостью ты Дулата сокол,

Среди беков и рыцарей ты сокол,

Твой сияющий взор освещает мир,

Ты Старшего жуза крылатый сокол.

Об авторитете Байзака, Сапака, Шокая датки свидетельствует секретное донесение генерала Черняева военному министру Борисову. Генерал сообщает в Петербург о том, что они ему очень помогли в военной экспедиции его корпуса на юг казахской степи. Они поставляли провизию, даже направляли в помощь царским солдатам своих джигитов. В частности, Байзак датка выделил тысячу сарбазов во главе со своим сыном. В ответ на эту милость генерал от имени русского царя присвоил им воинское звание майора с полной амуницией и подарками. Кроме этого, вручил грамоты на вечное пользование землями, которыми они раньше владели.

Дальше генерал Черняев пишет, что для него большой загадкой является Батырбек датка, который верен исламу, строго соблюдает все обычаи и традиции. К русским относится с недоверием, считая их иноверцами. На юге казахской степи он почитаем и имеет большой вес, с ним считаются и другие датки. На свои деньги он построил мечети и медресе в некоторых населенных пунктах. Для чего специально пригласил мастеров из Самарканда. Мечеть у подножия Бокейтау стала местом паломничества людей со всей округи, особенно в дни айт намаза. А в медресе в основном учились дети-сироты. После смерти его похоронили рядом с мечетью и медресе, а над могилой благодарные потомки воздвигли мавзолей. Мечеть и медресе работали вплоть до 1928 года, пока большевики не разрушили их. Это место до сих пор называют лугом Батырбека.

Под его началом прокопаны километры каналов, построены небольшие водохранилища, посажены сады. Словом, он немало сил приложил к тому, чтобы местное население (по Черняеву — туземцы) стало оседлым и занималось земледелием. Теперь люди уже не покупали продукты втридорога в Иране, Коканде, Самарканде, а выращивали у себя, за что безгранично благодарны Батырбеку датке.

История повествует, что Батырбек датка уберег свой народ от погрома кокандских войск. Он имел тесные связи с Кенесары ханом, Шынгысом Уалихановым (отцом Шокана), Кунанбаем кажы (отцом Абая), Мусой Шормановым, Сыпатаем батыром. В 1874 году он вместе с старшим султаном из Среднего жуза Кунанбаем, Андамас баем, баями из Младшего жуза Нурпеисом и Мыркы совершил хадж и в Мекке построил для казахов гостиницу.

Черняев информирует военного министра, что он в первый раз встретился со всеми четырьмя датками, после чего подозрительный генерал собрал сведения о Батырбеке. Затем пригласил его еще на одну встречу. В первой встрече (примерно в 1863 году) принимал участие ротмистр Шокан Уалиханов. Однако во время второй встречи его уже не было. Дело в том, что он покинул экспедицию генерала. Его обиду Черняев объясняет следующим образом. После их первой встречи с Батырбеком даткой последний один на один поговорил с Уалихановым, обвинил его в помощи иноверцам, в том, что он воюет против своих единокровных братьев.

На второй встрече Батырбек датка вел себя сдержанно, был немногословен. С ним были его сын и несколько человек свиты и охраны. Генерал характеризует его очень опытным политиком, который стремится все спорные вопросы решить мирным путем. Делает вид, что подчиняется воле генерала, но Черняев ему не верит. Он пишет, что Батырбек датка поначалу, как и все другие датки, обещал помочь царским солдатам продуктами, но под всевозможными предлогами не выполняет своего обещания. И генерал жалуется своему министру, что хотел бы наказать датку, но боится народного гнева. А Батырбек в свою очередь, оказывается, изучил маршрут движения корпуса генерала, понял, где могут произойти военные столкновения. И с тех мест переселил подвластных ему людей в труднодоступные места.

Во время штурма и последующего захвата Аулиеатинской крепости царские войска понесли большие потери. Наученный горьким опытом генерал Черняев перед тем как начать штурм на Чимкент, решил склонить начальника крепости к добровольной сдаче города. А для этого ему необходимо было перетянуть на свою сторону четверых датка. Но на его приглашение приехал лишь Байзак датка с сыном. Это генерал объясняет тем, что владения Байзака находились в непосредственной близости к Аулие-Ата, а остальные датки с подданными жили в глубинке, куда царские солдаты не решались часто заглядывать. Как бы то ни было, но генерал поручил Байзаку датке донести до начальника крепости ультиматум о добровольной сдаче. Но Байзак отказался, ссылаясь на то, что кокандские военачальники убьют его, обвинив в предательстве иноверцам. Однако генерал убедил его, что ему нечего бояться, потому что он поедет в крепость в качестве представителя экспедиционного корпуса царской армии как дипломат. К тому же пообещал приставить к Байзаку переводчика и двух младших офицеров.

Черняев знал, что посылает Байзака датку на верную смерть, поэтому, как он пишет военному министру, вместо русских офицеров с Байзаком послал двух унтер-офицеров татар. Ведь они все магометане, констатирует он. Случилось это в 1864 году.

В целом же генерал преследовал далеко идущую цель руками кокандских военачальников убрать со своего пути всех четверых датка. По донесениям разведки он знал, насколько сильно желали кокандцы расправиться с правителями южного региона казахской степи, считая, что они предали их, переметнувшись на сторону неверных.

Но и из сложившейся ситуации генерал выжал для себя огромную выгоду. Через верных людей он распространил среди местного населения молву о том, будто бы в смерти Байзака виноваты оставшиеся трое датка, которые не поддержали его, а послали в логово врага одного. Генерал с удовольствием сообщает военному министру, что эти слухи взбудоражили некоторых близких родственников Байзака датки. Однако с сожалением признал, что аксакалы родов и племен, большинство населения не поверили ложной информации генерала. Они раскусили подковерные игры Черняева. Аксакалы и население знали, что между датками были разногласия по некоторым вопросам, но они не могли предать друг друга, тем более послать на верную смерть.

Конечно, среди некоторой части населения до сих пор бытовало мнение, что Батырбек и другие датки приложили руку к гибели Байзака датки. Однако история все расставила по своим местам. Шымкентский ученый-историк Даниярбеков нашел в архиве города Ташкента то самое письмо генерала Черняева военному министру, которое пролило свет на правду. О месте и роли Батырбека датки в жизни Старшего жуза пишут профессор Мекемтас Мырзахметов, журналист Меирбек Матенов, журналист Марат Кулибайулы, имам мечети имени шейха Зунин кожа в городе Таразе Сейтказы кажы Медетбек и многие неравнодушные к истории Казахстана люди. Все они едины во мнении, что Батырбек датка занимает особенное место в жизни казахского народа.

Бекет МОМЫНКУЛ,
Меирбек МАТЕНОВ (фото)

Комментарии закрыты.