The news is by your side.

Адресная помощь — стимул к работе. Поддержка малообеспеченных граждан направлена на снижение уровня бедности и трудоустройство

Поддержка малообеспеченных граждан направлена на снижение уровня бедности и трудоустройство

Основной задачей социальной политики и главным критерием ее эффективности является неуклонное повышение благосостояния народа Казахстана. А его приоритетное направление — сокращение масштабов бедности.

За период с 2001 по 2020 год уровень бедности в Казахстане, то есть доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, снизился с 46,7 до 5,3 процента. Это стало результатом реализации республиканских программ по снижению бедности, которые действовали в период с 2000 по 2005 год. В рамках данных программ принят Закон РК «О государственной адресной социальной помощи». Он вступил в действие в 2002 году и предусматривает оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, которые в силу тех или иных объективных причин (возраст, временная нетрудоспособность, состояние здоровья, отсутствие работы и другое) испытывают трудности в обеспечении условий для собственной жизнедеятельности.

В рамках реализации 84-го шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» с 1 января 2018 года была предусмотрена трансформация трех видов выплат для малообеспеченных граждан в одну — адресную социальную помощь нового формата, при этом данная выплата классифицируется на два вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. Безусловная денежная помощь предоставляется семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи людей с инвалидностью или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Поэтому для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения помощи не требуется. Обусловленная же денежная помощь предоставляться семьям, имеющим в своем составе хотя бы одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта активизации семьи и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.

В соответствии с поручениями Главы государства Касым-Жомарта Токаева, данными им в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана», с 2020 года действующая система предоставления адресной социальной помощи была скорректирована. Главными ориентирами стали мотивация к труду, обеспечение прозрачности и справедливости в отношении учета доходов малообеспеченных граждан и размеров государственной поддержки. Теперь реализация введенных мер осуществляется в комплексе, государственная поддержка включает в себя поддержку многодетных матерей, модернизированную адресную социальную помощь, гарантированный социальный пакет.

Новые подходы в оказании адресной социальной помощи: введено государственное пособие многодетным семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, выплачиваемое независимо от доходов, в дифференцированных размерах от 50976 до 89231 тенге в зависимости от количества детей в семье, с восемью и более детьми — по четыре месячных расчетных показателя на каждого ребенка. По состоянию на 1 декабря 2022 года данное специальное государственное пособие получили 42,5 тысячи жамбылских семей.

Модернизирована действующая система оказания адресной социальной помощи: возвращено ежеквартальное назначение АСП; усилены требования к трудоспособным получателям АСП, то есть в случае их отказа от предложенных активных мер содействия занятости право на получение адресного социального пособия теряют все члены семьи; усилен институт участковых комиссий. Для повышения эффективности деятельности участковых комиссий увеличен срок проведения обследования материального положения семьи с трех до семи дней. Предусмотрено определение компетенции для установления критериев определения нуждаемости в адресной социальной помощи, а также дополнено основание для отказа в ее назначении при предоставлении заключения об отсутствии нуждаемости семьи в оказании помощи.

По информации управления координации занятости и социальных программ акимата области, на 1 декабря текущего года адресной социальной помощью охвачены 8,8 тысячи семей жамбылцев, или 46,5 тысячи человек (причем 65,1 процента, или 31,3 тысячи, — это дети, численность многодетных семей — 4,3 тысячи). Безусловную денежную помощь получают 9,7 тысячи человек, или 15,3 процента всех получателей адресной социальной помощи, это 2,4 тысячи семей. Обусловленную денежную помощь получают 39,4 тысячи человек, или 84,7 процента, это семь тысяч семей. Из этих 39,4 тысячи трудоспособных получателей адресной социальной помощи, получающих обусловленную денежную помощь, 10 тысяч человек, или 80 процентов, заняты и вовлечены в активные меры содействия занятости.

В 2020 году введена мера по выдаче гарантированных социальных пакетов для детей из малообеспеченных семей в возрасте от одного года до 18 лет. Она пре­дусматривает бесплатное питание по месту обучения, льготный проезд на городском общественном транспорте, обеспечение школьными формой и принадлежностями, для детей дошкольного возраста — обеспечение продуктовыми наборами и гигиеническими принадлежностями.

На 1 декабря текущего года 30,7 тысячи юных жамбылцев получили гарантированные социальные пакеты, из них 12,3 тысячи — дети в возрасте от одного года до шести лет и 18,4 тысячи школьников.

В целом по области на сегодняшний день выплачено 3,7 миллиарда тенге социальных пособий, из них 3,1 миллиарда тенге — адресная социальная помощь (в том числе из республиканского бюджета — 2,4 миллиарда тенге, из местного — 0,7 миллиарда тенге); на гарантированные социальные пакеты — 0,6 миллиарда тенге (в том числе из республиканского бюджета — 0,5 миллиарда тенге, из местного — 0,1 миллиарда тенге).

По информации отдела координации занятости и социальных программ, в текущем году по Таразу на выплату государственной адресной социальной помощи из республиканского бюджета предусмотрено 1 миллиард 269 миллионов тенге, из местного бюджета — 396,7 миллиона тенге. Назначено и выплачено 1 миллиард 498 миллионов тенге на 17893 человек из 3648 таразских семей.

Принятые меры позволили снизить количество получателей адресной социальной помощи в регионе по сравнению с прошлым отчетным периодом на 13,4 тысячи человек, или на 22,6 процента. Новые подходы к выплатам позволили обеспечить адресность, прозрачность и справедливость оказания помощи малообеспеченным гражданам и дают им новый стимул к труду.

Так, например, жительница Тараза, многодетная мать с шестью детьми Перизат Узакбекова получает адресную социальную помощь с 2018 года, о государственных выплатах женщина узнала от соседки.

— Мой муж Самат трудится слесарем в одном из частных ТОО города, зарплата небольшая — 60 тысяч тенге. Конечно, получаем и пособия на детей, самому маленькому из которых нет еще месяца, старшему — 15 лет, в общей сумме где-то чуть более 70 тысяч тенге. Но все равно на все расходы не хватает. Поэтому адресная социальная помощь для нашей семьи стала существенной финансовой поддержкой, за что мы очень благодарны государству. Каждый квартал сумма адресной социальной помощи меняется, расчеты ведутся в зависимости от величины прожиточного минимума, в среднем это от 60 до 80 тысяч тенге в бюджет семьи, что позволяет нам выживать. Старший ребенок учится в колледже, два школьника, двое посещают детский сад. Государство обеспечивает наших малышей еще продуктовыми и санитарно-гигиеническими наборами. Но на шее у государства я сидеть не собираюсь. Я уже подавала заявку на получение гранта для открытия своего пекарного цеха, пока что мне отказали, возможно, бизнес-план не до конца продумала или учли, что младший ребенок еще маленький. Но как только малыш подрастет, я намерена вновь попытаться получить деньги на развитие своего бизнеса. Кстати, для этого у меня имеется и сертификат, я успешно прошла обучение по курсу «Современный кондитер. Продвинутый уровень» под руководством Шолпан Мухановой, — поделилась Перизат Узакбекова.

Лала ИСЛАМОВА

Комментарии закрыты.