The news is by your side.

Айдар Амребаев: Доверие общества к государству и власти начинается с «честной игры»

Политический аналитик Айдар Амребаев поделился с корреспондентом zakon.kz своим мнением относительно происходящей трансформации политической системы страны и ее сердцевины — избирательной системы, ознакомившись с интервью газете «Казахстанская правда» председателя Центризбиркома Нурлана Абдирова.

— Действительно, политический выбор модели государственного устройства является ключевым поворотным моментом в истории государственности любого народа. Современный Казахстан не является исключением. После обретения суверенитета наша страна должна была осуществить свой стратегический выбор модели политического устройства, основанного на свободном волеизъявлении граждан. В связи с этим в 1993 году постановлением Верховного Совета Республики в Казахстане была образована Центральная избирательная комиссия.

Создание ЦИК РК — это не дань политической конъюнктуре, а реальный шаг на пути создания дееспособных институтов, практически способствующих свободному волеизъявлению граждан страны. Именно посредством организованного выбора людей только и было возможно по кирпичику созидать по существу новое государство и его политическую инфраструктуру. Ведь по большому счету принятие Конституции страны, системы сдержек и противовесов различных ветвей власти, управленческой вертикали — все это могло и реализовывалось благодаря созданной на самом начальном этапе избирательной системы суверенного Казахстана. Совершенно справедливо в этом плане действующий председатель ЦИК Казахстана Нурлан Абдиров отмечает, что деятельность ЦИК «заключалась в непосредственном участии в формировании легитимных институтов государственной власти» и неразрывно связана с историей становления независимого Казахстана.

Акцентируя внимание на актуальных вопросах сегодняшнего государственного строительства в Казахстане, руководитель ЦИК обращает внимание на ключевое значение в функционировании избирательной системы Казахстана конституционной реформы, осуществляемой под руководством Президента Касым-Жомарта Токаева.

В этом отношении следует отметить, что после известных событий января 2022 года произошел решительный поворот от суперпрезидентской системы централизованного управления к более сбалансированной и правовой системе учета интересов большинства населения. Инициированный Президентом страны референдум по изменениям в Конституцию страны и последовавшие в этом контексте новации нашего законодательства, в частности, новый порядок избрания должностных лиц в органы государственной власти и управления, самым серьезным образом изменили характер избирательной системы и, следовательно, политический процесс государства. К числу этих изменений в интервью Нурлана Абдирова отмечается «изменение срока избрания президента страны с пяти на семь лет однократно, возвращение мажоритарной и смешанной избирательной системы при выборах депутатов маслихатов и Мажилиса, введение императивного мандата по их отзыву», а также «новый принцип избирательного права — исключение иностранного вмешательства при подготовке и проведении выборов».

Очень важным тезисом, озвученным председателем ЦИК Казахстана, является тезис о том, что казахстанская избирательная система изменяется в соответствии с теми изменениями, которые претерпевают сегодня многие страны мира и их политические системы. Также важно то, что руководитель этой тонкой и «чувствительной к политическому пульсу общества» сферы обращает особое внимание на «научный подход, тщательный и всесторонний экспертный анализ» происходящих в мире изменений. Как доктор юридических наук, Нурлан Абдиров настаивает на том, что «совершенствование электорального законодательства и практики невозможно без постоянного и обстоятельного диалога с научным и экспертным сообществом — как отечественным, так и зарубежным, с нашими коллегами из аналогичных избирательных комиссий стран Азии и Европы, а также с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ». Это говорит о том, что глава ЦИК Казахстана прекрасно осознает издержки, «родимые пятна» предшествовавшей системы и видит актуальные перспективы ее трансформации в целях созидания на практике идеи Справедливого Казахстана.

Большой потенциал в развитии демократических институтов Казахстана через трансформацию избирательной системы председатель ЦИК видит в реализации миссии и ценностей выборов казахстанского общества, которые выявляются в процессе постепенного внедрения Концепции «Слышащее государство». В частности, он говорит о том, что «избирательная система, как и электоральное законодательство, должна обновляться и соответствовать проводимым в стране реформам, а деятельность ЦИК — основываться на принципах слышащего государства — открытости, прозрачности, приближении к человеку». Отрадно, что непосредственная работа избиркомов с населением и, особенно с молодежью, является краеугольным приоритетом деятельности Центральной избирательной комиссии. Думаю, что это важный индикатор происходящих изменений. Ведь прежде ЦИК позиционировала себя как орган, обслуживающий интересы политических и финансово-промышленных элит, а не отвечающий на широкие общественные запросы. Это, с нашей точки зрения, очень важный качественный «разворот» системы, принимающей решения. По нашему глубокому убеждению, доверие общества к государству и власти начинается с «честной игры», с установления открытых, транспарентных правил политической конкуренции и норм меритократии при формировании политической конструкции Справедливого Казахстана.

В заключении своего интервью Нурлан Абдиров достаточно четко обозначает миссию и цели Центральной избирательной комиссии: «Нашей миссией является содействие участию граждан в управлении государством через свободные выборы. Миссия, в свою очередь, определяет видение ЦИК в качестве профессионального института продвижения демократии участия, которое понимается как широкое вовлечение граждан в принятие решений по вопросам, влияющим на их жизнь. Ценности базируются на основополагающих категориях, к которым относятся гражданин, справедливость, демократия, доверие. В своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами: верховенство закона, независимость, открытость, инклюзивность, коллегиальность, профессионализм».

Я считаю, что такое ясное изложение роли Центральной избирательной комиссии и в целом избирательной системы руководителем этого ведомства на данном этапе отвечает важнейшей задаче создания институциональных условий для наступления в нашей стране подлинной справедливости и законности.

Комментарии закрыты.