Берегись автомобиля!

Снизить рост аварий можно

Начало ноября выдалось чрезвычайно сложным с точки зрения аварийной обстановки в регионе. В конце минувшей недели случился целый ряд серьезнейших дорожно-транспортных происшествий. Снова погибли люди, некоторые находятся в больницах. Сколько же это будет продолжаться? 

 

«Военная» сводка

Поток информации о дорожно-транспортных происшествиях и в самом деле стал напоминать сводку о боевых потерях на линии фронта. Судите сами. В ночь на 1 ноября на горном перевале Куюк водитель легковушки из Южно-Казахстанской области столкнулся с «КамАЗом». В результате ДТП 43-летний пассажир «Ауди-100» скончался на месте. Телесные повреждения различной степени тяжести получили женщина и её сын. Грузовым автомобилем управлял 41-летний гражданин Республики Узбекистан, проживающий в Фергане. За рулем легковушки — 30-летний житель города Шымкента.

Спустя несколько часов на 293-м километре автодороги республиканского значения Алматы — Ташкент между сёлами Мерке и Кордай произошла авария, унёсшая жизнь 59-летнего водителя автомашины «Мерседес Бенц-320 Е». Его супруга и еще одна родственница с различными тяжёлыми травмами были госпитализированы в больницу.

В ночь на минувшую субботу на 441-м километре той же ташкентской трассы, но уже в Рыскуловском районе недалеко от села Кулан, произошло столкновение микроавтобуса «Мерседес-Бенц» и автомашины «КамАЗ». На месте аварии скончались трое пассажиров, направлявшихся на рейсовом транспорте в Бишкек, еще шестеро госпитализированы с различными травмами.

Как следует из информации пресс-службы ДВД, за рулем микроавтобуса находился 32-летний водитель, «КамАЗом» управлял 26-летний парень. На момент ДТП в микроавтобусе находилось 19 пассажиров. Сейчас ведется расследование, которое установит причину трагедии.

Рост аварий в начале нового месяца нельзя назвать случайным. Если взять статистику нынешнего года, то приходится только за голову хвататься. За девять месяцев на дорогах области случилось 1158 ДТП, в которых погибли 236 человек. К соответствующему периоду прошлого года идет практически двойной рост — тогда было 600 ДТП и 182 погибших. Еще несколько сотен человек были ранены, десятки скончались уже после аварий в больничных стенах. На уровне республики ситуация тоже складывается тревожная: свыше 15 тысяч ДТП, более двух тысяч погибших, около 22 тысяч раненых.

«Битва идет, как в Сирии, гибнут люди, — сказал по этому поводу Президент Нурсултан Назарбаев на недавнем заседании Правительства страны. — И что, мы с этим будем мириться?»

Как известно, он поручил Министерству внутренних дел продумать меры законодательного характера для снижения ДТП.

 

Спорные предложения

Нововведения от профильного ведомства не заставили себя ждать. Комитет административной полиции Министерства внутренних дел Казахстана уже объявил о предстоящих изменениях. Так, за управление в нетрезвом состоянии при первом задержании будет предусмотрен штраф в размере до 500 МРП либо арест на шесть месяцев и параллельно с этим — лишение права на управление транспортным средством на два года. В случае повторного нарушения увеличиваются сроки и штрафы. А деяния, повлекшие по неосторожности смерть, будут наказываться лишением свободы на срок от семи до 20 лет с лишением права занимать определенную должность (к этой формулировке мы еще вернемся).

Также предусматривается ответственность за некачественную подготовку водителей в автошколах, за незаконную и необоснованную выдачу сертификатов, подтверждающих соответствие транспортных средств требованиям безопасности. Возможно также значительное повышение штрафов в случае нарушения ПДД. Предполагается, видимо, что с ужесточением наказаний водители перестанут нарушать правила. Но как это будет выглядеть на практике и даст ли свои плоды?

— То, что касается ужесточения наказания в отношении водителей, находящихся за рулем в нетрезвом состоянии, вполне справедливо, — считает председатель областного филиала Союза водителей Казахстана Амантай Досмуханбетулы. — Но повышение штрафов в остальных случаях едва ли оправданно. Ведь недавно штрафы и так значительно подняли, но разве мы наблюдаем снижение аварийности? Напротив, идет явный рост. Мы тем самым подталкиваем человека к еще большему соблазну дать взятку инспектору дорожной полиции, ведь иначе ему придется платить по официальному тарифу.

Не видит смысла А. Досмуханбетулы в введении ответственности автошкол и центров техобслуживания (ЦТО) в случае факта ДТП.

— Допустим, выяснилось, что какой-то водитель нарушил правила, — приводит он пример. — Как теперь будет дальше развиваться ситуация? Следователь придет в автошколу и спросит с преподавателей под тем предлогом, что они лет десять назад готовили этого водителя? Так у нас в стране все школы закроются! И почему за подготовку водителей должны отвечать автошколы? Ведь если там человека плохо подготовили, то права на вождение ему все равно выдали в другом учреждении. То же самое с ЦТО. Если выяснится, что автомобиль ездил на лысой резине, то претензии после аварии адресуют тем, кто проводил техосмотр. Но извините, ЦТО проверяют состояние автомобиля на текущий момент, талон техосмотра выдается на год. За это время можно и колесо с лысой резиной установить, и расшатать всю «ходовку» на наших дорогах! Опять-таки придется закрывать все центры техосмотра…

Не согласен председатель водительского союза и с формулировкой Комитета МВД по поводу того, что за ДТП со смертельным исходом будет грозить от семи до 20 лет лишения свободы («Деяния, повлекшие по неосторожности смерть»).

— А если водитель был трезвым? А если он является добропорядочным семьянином, имеет положительную характеристику, его автомобиль прошел техосмотр, а тут он на секунды отвлекся — такое может случиться и с водителем с 30-летним стажем. Так что, за это сажать в тюрьму на семь лет вместе с ворами, убийцами и рэкетирами?

Словом, предложения по ужесточению ответственности водителей, автошкол и ЦТО представляются довольно спорными.

Вместо этого организация предлагает пойти путем ограничения свободы провинившихся водителей — разрешить им передвигаться только в пределах города, области, лишать права выезда за рубеж или занятия определенных должностей. Но ни в коем случае не сажать в тюрьмы (которые и так переполнены), вешая их содержание на налогоплательщиков.

 

Всё новое — хорошо забытое старое

В областной прокуратуре решили проанализировать причину роста ДТП в регионе и пришли к выводу, что этому в немалой степени способствуют увеличившееся количество автомобилей, возросший объем транзитных перевозок в связи со строительством транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай, многочисленные автомобильные перевозки пассажиров, багажа, грузов.

— Прибавьте к этому недисциплинированность водителей и пешеходов, слабый уровень профилактической работы правоохранительных и исполнительных органов, — говорит заместитель прокурора области Халидулла Дауешов. — Конечно, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют комплексного подхода.

Если опять же обратиться к статистике, то основными причинами ДТП являются нарушения правил дорожного движения водителями. Для сравнения: за восемь месяцев текущего года совершено 953 аварии по вине водителей, из которых нетрезвыми были только 12. Даже по вине пешеходов произошло больше аварий — 40. Конечно, пьяных за рулем все равно надо жестко наказывать, но, как выясняется, проблему только этим не решить.

— Безусловно, нужно вводить ограничительные меры в отношении водителей-новичков, — говорит А. Досмуханбетулы. — Мы уже неоднократно говорили о том, что молодым водителям со стажем до двух лет не стоит доверять машины с большим объемом двигателя, для них нужны запреты в виде ограничения допустимой скорости, выезда на дороги в ночное время суток. Все это когда-то было. Но у нас опять идут по одной грубой методике — наказать! штрафовать! посадить!

Кроме того, собеседник предлагает вернуться к системе подготовки кадров на общественном транспорте. Ведь в регионе очень много ДТП случается с участием автобусов, совершающих междугородные рейсы. Только в этом году таких аварий, в которых неизменно гибли люди, совершено восемь!

— Раньше автобаза не выпускала водителя на междугородную линию, пока он не отработает несколько лет на внутренних городских маршрутах, — объясняет он. — А у нас сегодня получил права, а завтра — в рейс в Алматы. Кроме того, в советское время один водитель мог доехать из Джамбула в Чимкент, а дальше до Ташкента его либо сменяли, либо пассажиры пересаживались на другой автобус. Сейчас же наши водители смело совершают рейсы в Алматы, а то и в Астану. Есть автобусы, которые едут из Кызылорды в Астану или из Нукуса в Алматы! Это уму непостижимо. При этом нет возможности проверить, работает ли реально сменщик водителя или сидит для отвода глаз.

Также в качестве одной из мер собеседник предлагает построить в каждом районе автодромы со всем необходимым оборудованием. Они должны быть пусть и платными, но общедоступными. Если там будут заниматься не только курсанты авто-школ, но и все желающие, то учиться вождению новички будут в специально отведенных местах, а не прямо на дорогах страны, рискуя нашими жизнями.

Шухрат ХАШИМОВ