Тоталитарные секты — реальная угроза
В последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культов. Если к началу 90-х годов в республике насчитывалось около 700 общин, принадлежащих к семи направлениям, то к настоящему времени их количество увеличилось до трех тысяч.
Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, околорелигиозных, псевдорелигиозных и религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы. Сегодня очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.
Опасность для окружающих представляют тоталитарные секты, лидеры которых, стремясь к наживе и власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными, политическими, психотерапевтическими, оздоровительными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками. Их отличают железная дисциплина и беспрекословное подчинение.
У каждого человека в определенный период возникают сложные жизненные ситуации. Находясь в состоянии психологического стресса и дискомфорта, он не способен критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, чем пользуются адепты деструктивной организации и заполняют тот духовный вакуум, который возникает у человека. При вербовке сектанты используют различные методы привлечения: «Атака любовью» — создание атмосферы любви и заботы, «Спасение» — в их объединении можно найти спасение от различных катаклизмов и проблем, «Исключительность» — члены данного культа считают себя избранными Богом. Также используются различные способы манипуляции сознанием. Определить того, кто попал под влияние, можно по следующим признакам: стремление человека изолироваться от общества, разрыв семейных связей, потеря самостоятельности, а также мнение гуру (наставника), даже если оно идет вразрез с семейными ценностями и социально устоявшимися нормами, является догмой.
Основные черты деятельности деструктивных течений — проповедь исключительности своего учения, резкая критика других религий и обещание «божьего наказания» для их последователей.
Для привлечения потенциальных адептов проводится активная миссионерская деятельность, включая беседы на улицах, раздачу листовок, трансляцию программ по телевидению и радио и массовые мероприятия. Усиленное внимание обращается на несовершеннолетних, попавших в деструктивную религиозную организацию. Сектанты обучают новых членов организации, наделяют их религиозными именами и духовными званиями, призывают носить культовую одежду и принадлежности. Начинают требовать соблюдения строгой религиозной дисциплины, обязательны пожертвования, а также сбор подаяний. Для вербовки новых адептов создаются реабилитационные центры, летние лагеря, детские и молодежные учреждения.
К деструктивным относятся учения ваххабитов, саентологов, свидетелей Иеговы, мормонов, а также различные культы восточной и сатанистской направленности, которые активно пополняют свои ряды адептами из числа наших граждан. Присутствующие в их взглядах негативизм и сектантство не только наносят вред обществу, но и дискредитируют саму идею и сущность религии. Они отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов Казахстана и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий, но и расшатывают государственные основы нашего общества, представляя угрозу национальной безопасности и стабильности нашей страны.
Поэтому для предотвращения деятельности таких организаций необходимо повышать религиозную грамотность населения.
Рашид БАКИРОВ,
профессор Таразского государственного университета,
Сакен ОМАРОВ,
доцент Таразского государственного университета
Берегите своих близких!
Тоталитарные секты — реальная угроза
В последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культов. Если к началу 90-х годов в республике насчитывалось около 700 общин, принадлежащих к семи направлениям, то к настоящему времени их количество увеличилось до трех тысяч.
Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, околорелигиозных, псевдорелигиозных и религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы. Сегодня очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.
Опасность для окружающих представляют тоталитарные секты, лидеры которых, стремясь к наживе и власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными, политическими, психотерапевтическими, оздоровительными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками. Их отличают железная дисциплина и беспрекословное подчинение.
У каждого человека в определенный период возникают сложные жизненные ситуации. Находясь в состоянии психологического стресса и дискомфорта, он не способен критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, чем пользуются адепты деструктивной организации и заполняют тот духовный вакуум, который возникает у человека. При вербовке сектанты используют различные методы привлечения: «Атака любовью» — создание атмосферы любви и заботы, «Спасение» — в их объединении можно найти спасение от различных катаклизмов и проблем, «Исключительность» — члены данного культа считают себя избранными Богом. Также используются различные способы манипуляции сознанием. Определить того, кто попал под влияние, можно по следующим признакам: стремление человека изолироваться от общества, разрыв семейных связей, потеря самостоятельности, а также мнение гуру (наставника), даже если оно идет вразрез с семейными ценностями и социально устоявшимися нормами, является догмой.
Основные черты деятельности деструктивных течений — проповедь исключительности своего учения, резкая критика других религий и обещание «божьего наказания» для их последователей.
Для привлечения потенциальных адептов проводится активная миссионерская деятельность, включая беседы на улицах, раздачу листовок, трансляцию программ по телевидению и радио и массовые мероприятия. Усиленное внимание обращается на несовершеннолетних, попавших в деструктивную религиозную организацию. Сектанты обучают новых членов организации, наделяют их религиозными именами и духовными званиями, призывают носить культовую одежду и принадлежности. Начинают требовать соблюдения строгой религиозной дисциплины, обязательны пожертвования, а также сбор подаяний. Для вербовки новых адептов создаются реабилитационные центры, летние лагеря, детские и молодежные учреждения.
К деструктивным относятся учения ваххабитов, саентологов, свидетелей Иеговы, мормонов, а также различные культы восточной и сатанистской направленности, которые активно пополняют свои ряды адептами из числа наших граждан. Присутствующие в их взглядах негативизм и сектантство не только наносят вред обществу, но и дискредитируют саму идею и сущность религии. Они отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов Казахстана и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий, но и расшатывают государственные основы нашего общества, представляя угрозу национальной безопасности и стабильности нашей страны.
Поэтому для предотвращения деятельности таких организаций необходимо повышать религиозную грамотность населения.
Рашид БАКИРОВ,
профессор Таразского государственного университета,
Сакен ОМАРОВ,
доцент Таразского государственного университета