Большой совет

Что могут предложить учёные и чего от них ещё ждут

Вчера на демонстрационных участках недалеко от села Бесагаш в Жамбылском районе состоялся научно-практический семинар-совещание на тему «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве». На нем обсуждались перспективы развития засушливостойких культур и внедрение водосберегающих технологий в регионе. На поле встретились руководство области, ученые и фермеры.

Семена

Демонстрационные участки, куда съехались приглашенные, специально созданы для проведения бесплатных консультаций и обучения крестьян научно-исследовательскими институтами земледелия и растение-водства и водного хозяйства. На них можно посмотреть, какие культуры как себя чувствуют в условиях нашего региона, а также сравнить эффективность разных технологий их полива и возделывания. Особенно много здесь зерновых самых разных сор-тов. И эксперименты с ними, видимо, не случайны, так как именно они занимают большую часть посевных площадей в нашей области — 238,9 тысячи из 549,9 тысячи гектаров. К слову, крестьянскими хозяйствами акцент делается и на культивирование кормовых культур — они размещены на 180,6 тысячи гектаров. Овощи и бахчевые занимают 30,4 тысячи гектаров, масличные — 84,9 тысячи, а технические культуры — 15,1 тысячи гектаров.

В Жамбылской области рекомендуется выращивать 38 сортов и гибридов культурных растений: 13 сор-тов озимой пшеницы и тритикале, три сорта яровой пшеницы, четыре сорта ячменя, один сорт овса, пять гибридов кукурузы, четыре сорта сои, два сорта нута, гибриды люцерны, сорго-судана, один сорт кормового сорго, два сорта плевела и один гибрид сахарной свеклы.

Академик Национальной академии наук Казахстана Рахим Уразалиев рассказал собравшимся о состоянии первичного элитного и промышленного семеноводства зерновых.

— Площади посевов озимой пшеницы и ячменя в Казахстане сократились, соответственно, в 2,8 и 3,5 раза, а кукурузы — в 30 раз! — констатирует он. — Если в 1990 году озимая пшеница высевалась на площади 1200 тысяч гектаров, а яровой ячмень — на 6607 тысячах гектаров, то в 2012 году площади их, соответственно, составляли только 488,9 тысячи и 1900 тысяч гектаров. Кукуруза на силос, которую называют суперкормом, сегодня практически не возделывается. В 70 — 80-х годах кукуруза ежегодно выращивалась на площади 2,2 — 2,4 миллиона гектаров. Это позволяло обеспечивать многомиллионное поголовье скота питательным кормом.

Поскольку животноводческое направление в регионе активно развивается, к царице полей у жамбылских сельхозтоваропроизводителей тоже есть свой интерес. Р. Уразалиев обратил внимание на то, что сегодня отсутствуют координация и конт-роль на этапах первичного, элитного и промышленного семеноводства.

— Нынче ученые-селекционеры и семеноводы не имеют права на регулярный научно-методический конт-роль за результатами работы семеноводческих хозяйств. Инспекторы, чья квалификация, к слову, давно не повышалась, на их полях бывают редко, поэтому такой мониторинг не дает желаемого эффекта, — говорит ученый.

Заместитель акима области Муратбай Жолдасбаев призвал крестьян заниматься семеноводством.

— Качественного посевного материала у нас очень не хватает, — говорит он. — Однако практика показывает, что семеноводство — довольно прибыльное направление.

Кое-кто внял его словам. Сразу несколько представителей крестьянских хозяйств обратились за консультациями к специалистам в этой области.

Акима области Карима Кокрекбаева интересовало, как продвигается наука в сфере выведения новых сортов зерновых.

— Ученые НИИ земледелия и растениеводства добились того, что их пшеница в наших условиях дает клейковину до 35 процентов, — поделился он впечатлениями. — Это для юга просто отличный результат, потому что наше зерно всегда проигрывает по клейковине. На севере мы закупаем зерно твердых сортов третьего класса, в котором клейковина не меньше 27 процентов. Белки придают хлебу объем и пористость, без клейковины он просто разваливается.

К. Кокрекбаев надеется, что наука пойдет еще дальше.

— Мы все время осенью сеем озимые и ждем, какой будет год, — говорит он. — Если нет снега, посевы вымерзают. Вот ученые нам должны вывести такой сорт, чтобы он не боялся катаклизмов.

 

Почва

Начальник отдела технологии и техники полива КазНИИ водного хозяйства Александр Калашников поднял проблему истощения земель.

— Плодородие почвы ухудшилось от первоначального состояния на 25 — 30 процентов, — говорит он. — За последнее десятилетие объемная масса гумуса в среднем составляет 0,03 — 0,08 грамма на квадратный сантиметр, количество агрономически ценных агрегатов в почве уменьшилось на три — восемь процентов, в целом экологическая стабильность агроландшафтов и почвы снизилась.

Среди основных причин такого положения вещей ученый назвал низкую культуру земледелия. В области не соблюдается севооборот. Положение усугубляют нехватка многофункциональной современной техники и отсутствие квалифицированных специалистов в сельскохозяйственной отрасли.

— При ежегодном использовании полей в зависимости от вида почв на каждом гектаре теряется 0,5 — 1,4 тонны поверхностного слоя, особенно богатого гумусом. Для его возмещения необходимо использовать минеральные удобрения.

Диверсификация земледелия имеет важную роль в развитии сельского хозяйства области как в отношении производства востребованных культур, так и для севооборота. Ученые рекомендуют такие культуры, как нут, чечевица, гречиха и лен возделывать на полуобеспеченной богаре (где выпадает 450 миллиметров осадков в год). Эти зернобобовые способствуют улучшению почвенного плодородия и являются хорошим предшественником для многих сельскохозяйственных культур.

Преимущества нута в том, что он очень засухоустойчив. Даже при минимальных осадках можно получать стабильные урожаи в пределах полутора тонн с гектара. Лен тоже засухоустойчивая культура. Гречиха — крупяная культура, отзывчивая как при возделывании в богарных условиях, так и при орошении. Она прекрасно подойдет как вторая культура на одном поле при гребневом возделывании озимой пшеницы. Сеют гречиху после сбора урожая озимых.

Орошение

О капельном орошении трудно рассказать что-то новое. Крестьянам уже не надо доказывать, что это экономически обоснованный и экологически безопасный способ полива садов, виноградников, овощей и бахчевых культур как в условиях открытого грунта, так и в теплицах. Он позволяет заниматься овощеводством даже там, где в связи с недостатком водных ресурсов это было бы невозможно. Раушан Джайсамбекова, представляющая крестьянское хозяйство «Джандосов», приехала на демонстрационный участок, чтобы еще раз взвесить все за и против покупки этой системы.

— Летом у нас в Байзакском районе обычно не хватает воды, — говорит она. — Из-за нее между крестьянами всегда идут споры. В августе позапрошлого года в канале вообще воды не было, и все сельхозтоваропроизводители пострадали. Один крестьянин самостоятельно способен осилить покупку и установку системы капельного орошения на два-три гектара земли. Есть такие предприниматели, которые собираются вместе и покупают оборудование сразу на 20 гектаров. Нам эти технологии жизненно необходимы.

— Система капельного орошения дает возможность повысить урожайность на 40 — 50 процентов, если, конечно, используются качественные семена. Она позволяет создать оптимальный водный и питательный режимы в корнеобитаемом слое почвы, снизить затраты воды на создание единицы продукции, исключить потери влаги на фильтрацию и автоматизировать процесс полива, — поясняет Александр Калашников.

Если с поверхностным капельным орошением крестьяне знакомы уже давно, то на семинаре многие из присутствующих впервые увидели систему подпочвенного полива. Инновационный проект реализуется КазНИИ водного хозяйства совместно с ТОО «КазКаучук». На демонстрационных участках эта система полива используется для выращивания яблоневого сада сорта «голден делишес». Система не слишком хитрая. Пористые водопроводящие шланги, которые делаются из автомобильных покрышек, закрепляются на каркасе в виде корзины. В нее перед посадкой помещается корень дерева. Трубки могут сохраняться в земле десятилетиями. Зимой, если вода замерзнет в шланге, он не порвется: входящая в состав изделия резиновая крошка позволяет ему деформироваться без разрушения.

— Система идеально подходит для полевых культур, так как нет необходимости для сезонного размещения и сбора трубок. Ее местоположение позволяет производить обработку почвы тогда, когда это необходимо. Благодаря такому способу полива снижается риск заражения растений грибковыми болезнями, так как поверхность почвы, стебли и листья остаются сухими. Эта технология может обеспечить быстрый и активный рост наземной части растений: культуре уже не нужно прикладывать много усилий на развитие корневой системы для поиска влаги. Это отличное решение для нужд ландшафтного озеленения. Трубки подпочвенного орошения можно прокладывать в земле по любой траектории. Кстати, такой тип полива в мире используется на футбольных полях. Расположение системы орошения в почве уменьшает вредное воздействие на нее солнечной радиации, что позволяет эксплуа-тировать ее без замены в течение многих лет, — просвещает Александр Калашников.

Крестьяне сегодня могут внедрять разные виды полива. Для этого есть еще один стимул. Новым проектом Правил субсидирования предусматривается возмещать от 20 до 80 процентов стоимости доставки жизненно важного ресурса в зависимости от способа полива. Большие преференции полагаются тем, кто внедряет водосберегающие технологии. В их необходимости лишний раз убедились участники семинара.

Елена ЕФИМОВА, фото автора