Браслет в подарок маме

Ювелирное дело — не ремесло, а творчество

Его предки из рода қонақ орыс из племени адай в Западном Казахстане слыли мастеровыми людьми, были замечательными скорняками, портными, сапожниками, ювелирами.

Мурат Джексенбаев родился в Байзакском районе, но умение своих дедов не только продолжил, но и усовершенствовал. Дипломированного ювелира, выпускника факультета художественной обработки металла Алма-Атинского художественного училища имени Н. В. Гоголя коллеги считают одним из основателей прикладного искусства современного Казахстана.

Мастерская художника находится дома. В середине комнаты — станок, на стеллажах — работы, на стенах висят картины и фото, где он рядом с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

— Свою творческую деятельность я начал еще школьником. Из села Ровное несколько раз в неделю приезжал во Дворец пионеров, где и приобрел первые навыки. В художественное училище поступил поздно, после армейской службы. Меня, «старика», взяли сразу на второй курс. Художником себя ощутил, когда моя первая работа сразу с выставки ушла к покупателю. Я долго болел, казалось, что отдал в чужие руки родного ребенка, — вспоминает Мурат.

Первые десять лет он работал как вол: не спал ночами, ел урывками, так как хотелось скорее увидеть идею в материале. Затем стал заниматься реставрацией и понял, что это — самая большая школа. Сейчас ему пара пустяков различить родину популярного женского украшения — старинного браслета.

— Западных мастеров, я имею в виду актауских, видно сразу: работа филигранная, изящная. Красота — глаз не оторвать. Южане любят массивные украшения, браслеты «жұмыр білезік», ювелиры из северных регионов Казахстана любят ажур. Наши предки в основном использовали сердолик, бирюзу, а иногда и стекло. Их работы — не современный ширпотреб, штамповка, каждое украшение уникально, — восхищается мастер. Сейчас ему надо завершить камчу — работа с кожей его также привлекает.

— Казахи считают, что камча обладает мистическими свойствами, так как пропитанную потом коня плеть боится нечистая сила. Недаром во время родовых схваток женщин по спине били камчой, а шаманы таким образом изгоняли бесов из больного человека. Между прочим, латунь у степняков также считалась магическим металлом. Сакральное значение имеет и седло. Вот эту свою работу я никогда не продам, — сказал Мурат, указав на седло, украшенное изящными узорами из латуни и серебра.

На вопрос, чувствует ли он себя художником, когда работает на заказ, ответил, не задумываясь:

— Все зависит от хозяина. Не поверите: если человек плохой, злой, подлый, не идет работа никак. Я начинаю болеть и отказываюсь, даже несмотря на то, что за работу обещают большие деньги. Бывает наоборот: человек хороший — и работа идет как по маслу, обретаю вдохновение и выкладываюсь по полной. Совестливые заказчики порой предлагают мне доплату, так как изделие получается в разы красивее эскиза. Все зависит от ауры того, кто будет носить украшение.

У Мурата Джексенбаева трое сыновей — наследники, продолжатели династии. Младший, шестилетний Утемис, так и говорит: «Мы, художники…». Старший сын Айтан — папина гордость, учится в том же Алматинском художественном училище.

— Его работы уже отметили маститые художники. Видите эскизы декораций для спектакля? Он сделал их из обыкновенных деревянных канцелярских линеек, — восхищается отец успехами сына.

Средний, Наржан, не пошел по папиным стопам, но тоже оказался человеком творческим. Сейчас он студент Алматинского циркового училища.

На вопрос, кем себя больше считает Мурат Джексенбаев: ремесленником, ювелиром или художником, он твердо ответил — художником.

— Я с большим уважением отношусь к творчеству Аманата Назаркулова, Ербола Елетаева, Кали Кораласбаева. Что касается меня, то хочу признаться, что отец у меня — настоящий адаец, человек твердый, жесткий, бескомпромиссный и до сих пор к моей работе относится с долей скептицизма. В том, что я стал художником, — заслуга мамы, которая поверила в меня и дала благословение. Она всегда восхищалась моими детскими рисунками. Все свои удачные работы я посвящаю ее светлой памяти.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА, фото автора