Что умеем?

Жамбылцы производят всё больше разных товаров

Фраза о том, что жамбылская земля богата недрами, имеет все элементы таблицы Менделеева, почему-то считается патриотичной. Хотя в этом нет нашей заслуги. Но вот теперь пришло время, когда мы с гордостью можем сказать, что жамбылская земля богата умами и мастеровыми людьми. Убедиться в этом мог любой, кто посетил очередной конкурс-выставку жамбылских товаропроизводителей «Лучший товар Казахстана».

Он прошел в четверг во Дворце молодежи имени Марса Уркумбаева. На суд зрителей и жюри 70 фирм представили свою продукцию в номинациях «Лучшие товары производственного назначения», «Лучшие товары для населения», «Лучшие производственные товары».

Одно перечисление названий предприятий и выпускаемой ими продукции заняло бы половину газетной страницы. Если говорить в общем, то область производит пластиковые трубы, стеклянные емкости, топливо, строительные смеси и материалы, мебель, одежду, обувь, мучные и молочные изделия, колбасы, растительные масла, спиртные и прохладительные напитки. Есть, конечно, ниши, из которых бы хотелось вытеснить прочно угнездившийся импорт, но постепенно их становится меньше, и местные товары иногда с успехом конкурируют с привозными. Например, все больше строителей покупают местные отделочные смеси.

— Мы постоянно расширяем ассортимент. Хотя основной продукцией является гипс, предлагаем покупателю простую и выравнивающую шпатлевку, штукатурку, клей для кафеля, гипсовые плиты, — рассказывает главный инженер ТОО «Гипсовый комбинат» Талгат Билубаев. — В этом году начали продавать водостойкую для уличных работ и декоративную штукатурку. Наладили производство наливных полов. В планах следующего года —
выпуск водоэмульсионной краски. И хочу подчеркнуть, что у всей гипсовой продукции содержание на 100 процентов не только казахстанское, но и областное, сырье берем на месторождении в Жамбылском районе.

То же самое (работаем со своим сырьем!) могут сказать и сотрудники ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз». На их стенде красовались мотки с нежной ровной пряжей нескольких расцветок.

— Собираемся выпускать такую в следующем году, сейчас идет монтаж прядильного цеха, — похвалилась начальник отдела контроля качества предприятия Роза Ким. У Розы Николаевны 42-летний стаж работы на ПОШ, и она считает, что именно сейчас фабрика начинает выходить на новый уровень. Ведь раньше предприятие ограничивалось функциями, заложенными в названии, — первичной обработкой шерсти. Из области шерсть уходила как сырье. Теперь предприятие будет выпускать конечный конкурентоспособный продукт.

Большой интерес вызвали у посетителей выставки стенды ТОО «Энерджи Тараз», выпускающего светодиодные лампы разных конфигураций и размеров. Ими освещаются улицы Тараза. По словам менеджера фирмы Макпал Сыздыковой, компания приступила к выпуску новых светодиодных светильников с улучшенными характеристиками, и сейчас на центральных улицах Тараза ими заменяют старые.

Шикарные меховые изделия представило ТОО «Ырыс Бахыт». И слово «шикарный» здесь относится не столько к дизайну изделий, сколько к неожиданному открытию, что наши скорняки могут выделывать шкуры нисколько не хуже зарубежных. Недаром «Ырыс Бахыт» в прош-лом году получил второе место на республиканском конкурсе.

Отдельно хочется сказать о компаниях, производящих продовольственные товары. Их присутствие сделало атмосферу в холле Дворца молодежи теплее. Принимавший участие в работе конкурса-выставки аким области Канат Бозумбаев у стенда с хлебом и пирогами компании «EGE» не удержался от замечания, что запах выпечки напоминает детство. Такие же слова довелось слышать от других посетителей у других стендов с выпечкой и молочной продукцией, благо, предприниматели щедро разрешали дегустировать свои изделия. Помимо фирм, названия которых на слуху, щедрые похвалы достались ТОО «Омер Турсын» за сыры и сметану, ИП «Назармухамедов» и крестьянскому хозяйству «Ак Ниет» за колбасные изделия.

Нельзя было попробовать, но внешне всем очень понравились картофель крестьянского хозяйства «Злиха» из Жуалынского района и мясо из крестьянского хозяйства «Тажибай Алашбайулы» из Таласского района.

Кстати, к продукции последнего проявили интерес руководители других районов: племенные животные «Тажибай Алашбайулы» считаются одними из лучших в области, их постоянно закупает государство в рамках программы «Сыбага».

Удивило крестьянское хозяйство «Зам-зам» из Меркенского района, выставив на стенде сорта яблок, которые когда-то были повсеместно распространены, а сейчас уже редко встретишь на рынках. «Белый налив», «шафран», «мельба», «монтаро» — неприхотливые вроде сорта, но тем не менее исчезают из садов дачников и горожан.

Продуктовое изобилие не только радовало глаз, но и льстило политической сознательности: вот она — продуктовая безопасность в своем натуральном выражении! А если серьезно: чем больше регион имеет своего продовольствия, тем больше он независим от разных экономических и эпидемиологических вызовов. Еще один положительный момент — все участники выставки говорили о своем намерении расширять производственные базы и ассортимент продукции.

Можно только посочувствовать жюри, которому пришлось из хорошего выбирать лучшее. В конце концов, синклит из 17 чиновников, промышленников и общественных деятелей распределил места так.

В номинации «Лучшие производственные товары» победило ТОО «Казфосфат». Вторыми и третьими стали соответственно ТОО «SuperРharm» и ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз».

В номинации «Лучшие товары для населения» лучшим названо ТОО «Энерджи Тараз», вторым — ТОО «Асыл Дизайн», третьим — ОО «Айналайын». «Лучшими продовольственными товарами» признаны овощи ЧПК «Амангельды», картофель КХ «Злиха», сыры ИП «Мешелова». Все победители получили призовую статуэтку и денежные сертификаты на 300, 200 и 100 тысяч тенге за первое, второе и третье места соответственно.

Вручая награды, аким области высоко оценил вклад жамбылских предпринимателей в развитие региона. Он отметил, что в прошлом году область по динамике социально-экономического развития с 15 места поднялась на второе в республиканском рейтинге. С одной стороны, это заслуга государства, создавшего более сотни различных экономических инструментов для помощи предпринимателям. С другой — сами предприниматели активно поработали для достижения хороших результатов. К. Бозумбаев призвал бизнесменов не снижать темпов развития, поскольку перед областью стоит задача до 2015 года встать вровень с развитыми регионами страны.

Белла МУН,
Виктор БАРБАШ (фото)