Дёшево и сердито

Строители пренебрегают безопасностью и качеством

Целая улица в селе Коктал Байзакского района оказалась в зоне воздействия высоковольтных линий, а школа расположена буквально в нескольких метрах от оживленной трассы. И таких ситуаций, когда нет масштабного взгляда на перспективное расположение объектов, предостаточно. Одной из главных проблем строительной отрасли по-прежнему является отсутствие генеральных планов развития территорий. 

В своем годовом отчете начальник управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области Рахманкул Байтелиев среди других проблем отметил низкую профессиональную подготовку как строителей, так и сотрудников технадзора и проектных организаций. Маловато денег выделяется на содержание дорог в зимний период, в целом оставляет желать лучшего уход за отремонтированными трассами. Мало применяются новые технологии, которые способствовали бы более рачительному использованию бюджетных средств. В сегменте общественного транспорта назрела необходимость наведения порядка в сфере услуг такси, оснащения маршрутных автобусов GPS-навигаторами. Кстати, пассажирооборот прибавил еще пять процентов. Участились пробки на таразских улицах, значит, пришло время озаботиться созданием крупных транспортных развязок и парковок, улиц с односторонним движением транспорта, сократить количество светофоров. С учетом запуска пригородных поездов требует пересмотра вопрос дотирования автобусных маршрутов в некоторые районы. К последним приятным событиям можно отнести завершение строительства автостанции на рынке «Атакент-Тараз», совсем скоро заработает еще одна на рынке по улице А. Аскарова.

Если кто помнит, управление было создано путем объединения строителей и транспортников, превратившись в мощную структуру, которая традиционно распоряжается очень серьезными средствами. Кроме того, оно является рабочим органом по регулированию сферы госзакупок. В ушедшем году по всем направлениям деятельности выделено 39,7 миллиарда тенге, в том числе на строительство 152 объектов — 33,5 миллиарда. Объем финансирования увеличился на 55 процентов. Что касается социальной инфраструктуры, открылось пять школ и три детсада, 17 объектов здравоохранения, 26 населенных пунктов обзавелись водопроводом. В полном объеме освоено 1,5 миллиарда тенге республиканского транша, выделенного на берегоукрепительные работы по реке Шу. В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» потрачено 93 процента предусмотренных средств.

Тендеры состоялись по 713 лотам на сумму 41,3 миллиарда тенге, причем подавляющая часть привлеченных подрядчиков — местные фирмы (90,5 процента). В текущем году лотов будет меньше — 376, но сумма больше — 45,8 миллиарда тенге.

— Много нареканий вызывает работа технадзоров, — заметил первый заместитель акима области Карим Кокрекбаев.

— Поменялась система лицензирования, в начале года ощущалась нехватка сотрудников, теперь штаты укомплектованы полностью. Однако вопрос повышения квалификации все еще стоит остро. Практически нет специалистов первой категории, хотя в планах — возведение зданий повышенной сложности с применением новейших технологий. В некоторых случаях есть вопросы по качеству, — пояснил Р. Байтелиев.

— «В некоторых» — еще слишком мягко сказано, — прервал докладчика К. Кокрекбаев. — Свежий пример — проблемы со школой имени Гагарина в Жамбылском районе. Нуротановцы выявили целый пласт недоделок, вследствие чего даже на время пришлось приостановить работы. Вдумайтесь: претензии по качеству предъявили даже неспециалисты… В текущем году должны быть сданы шесть многоквартирных домов, а при недавнем урагане чуть не лишились крыш новые строения в микрорайоне Байтерек. Еще одна головная боль — саманные дома, которые завтра не выдержат даже слабого землетрясения. 100 миллионов тенге выделяется на подготовку ПСД двух новых микрорайонов — в районе автовокзала и улицы Сулейменова (за зданием дорожной полиции). При этом нельзя забывать, что главными задачами любого строительства есть обеспечение взаимосвязанных условий — безопасности и качества.

— К сожалению, недобросовестные подрядчики все еще встречаются, налагаем штрафы. Так, будем расторгать договор с компанией «Догду Билд», которая затянула возведение детсада в Жуалынском районе. Самим заказчикам необходимо усилить контроль за ходом строительства, внимательно следить за качеством с самого начала работ, — дал объяснения Р. Байтелиев.

— Когда строили дорогу в Акбакай, руководство золотоизвлекательной фабрики забросало нас просьбами срочно заменить подрядчика, — между тем взялся уже за дорожный вопрос К. Кокрекбаев. Начальнику управления оставалось лишь заверить, что недобросовестные компании больше не допустят на местный рынок.

— Нельзя приниматься за строительство без наличия генерального плана развития территории, — еще раз акцентировал первый заместитель акима области. — Акимам районов и их заместителям необходимо усилить контроль при приемке объектов.

Выступивший в прениях директор ТОО «КазМунайКурылыс» Досан Рымтаев предложил увеличить квоту на ввоз иностранной рабочей силы, ввести штатную единицу специалиста по проверке состоятельности допускаемых к тендерам организаций, повысить качество и сократить сроки проектирования. Некоторые проектные организации состоят всего лишь из трех человек, от случая к случаю привлекая работников со стороны. Многие специалисты задействованы сразу в трех-четырех конторах, о каком качестве может идти речь?! Более того, большинство не имеет нормативно-технической базы, не знакомо с новыми строительными технологиями.

Также на совещании с отчетом выступил начальник областного управления архитектуры и градостроительства Ержан Ахметов. По итогам обсуждения деятельность смежных управлений признана удовлетворительной.

Дархан БАЙТУОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)