Экономическая основа

 

Увеличение поступлений в бюджет обеспечивает социальные гарантии

Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в октябрьском 2018 года Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», за годы независимости была проделана большая работа, сформированы прочные экономические основы. Поскольку благополучие казахстанцев зависит в первую очередь от стабильного роста доходов, обеспечение полноты и своевременности поступления налогов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет — одна из задач органов госдоходов. Постоянно совершенствуется налоговая политика государства, в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» вносятся изменения, которые способствуют развитию предпринимательства и облегчают налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения. 

О результатах работы в прошлом году и новеллах Налогового кодекса РК, вступивших в силу с 1 января 2019 года, мы беседуем с руководителем департамента государственных доходов по Жамбылской области Кулмуханбетом Исаковым.

— Кулмуханбет Мирзахметович, с какими показателями завершен год минувший?

— План по доходам государственного бюджета за 2018 год исполнен на 108,1 процента: вместо 79,4 миллиарда тенге в казну поступило 85,8 миллиарда тенге. План по доходам в местный бюджет исполнен на 107,8 процента: вместо 54,1 миллиарда тенге фактически поступило 58,3 миллиарда тенге. По областному бюджету исполнение составило 106,7 процента, или сверх плана поступило 1,5 миллиарда тенге.

За 2018 год в результате контрольно-экономической работы обеспечен дополнительный резерв в госбюджет в размере 9761,2 миллиона тенге, из них взыскано в бюджет 7692,5 миллиона тенге.

Наблюдается увеличение объема внешнеторгового оборота на 176 миллионов 62 тысячи долларов США, или на 12,4 процента по сравнению с 2017 годом.

— Кого в первую очередь коснулись внесенные в Налоговый кодекс дополнения и изменения?

— Нововведения непосредственно связаны с поручениями Президента страны Нурсултана Назарбаева, направленными на повышение благосостояния казахстанцев. В первую очередь это касается граждан с низким уровнем дохода. Отмечу также, что впервые в Налоговом кодексе учтены интересы самозанятого населения. Малому и среднему бизнесу государство предоставило возможность развивать свое дело без оглядки — у отдельной части налогоплательщиков будут списаны пени и штрафы при условии уплаты основной суммы недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

— Кулмуханбет Мирзахметович, расскажите, пожалуйста, о снижении налоговой нагрузки для граждан с низким доходом.

— С 1 января 2019 года Налоговым кодексом установлена корректировка дохода работника, не превышающего 25 месячных расчетных показателей, в размере 90 процентов от суммы такого дохода. В 2019 году это 63 тысячи 125 тенге. В случае осуществления физическим лицом трудовой деятельности у нескольких работодателей, когда в каждом случае начисленный доход работника не превышает 25 МРП, корректировка в размере 90 процентов от суммы облагаемого дохода работника применяется каждым работодателем. Также, учитывая повышение размера минимальной заработной платы с 1 января 2019 года в полтора раза — до 42 тысяч 500 тенге, увеличивается размер налогового вычета в виде одной месячной заработной платы, который применяется при определении дохода физического лица, подлежащего налогообложению.

Допустим, заработная плата работника в месяц составляет 63 тысячи 125 тенге. Из этой суммы вычитается сумма обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов, то есть 6312 тенге, остается 56813 тенге. Вычитается одна МЗП, минимальный необлагаемый доход составляет 42500 тенге. Остается 14313 тенге, что и является налогооблагаемым доходом.

Поскольку с 1 января 2019 года сумма налогооблагаемого дохода уменьшена на 90 процентов (в данном случае 14313 — 12882=1431), то индивидуальный подоходный налог в размере 10 процентов, облагаемый у источника выплаты, составит 143 тенге. Из примера видно, что фактически сумма налога будет снижаться в 10 раз — с 1431 тенге до 143 тенге, а заработная плата дополнительно повысится на 1288 тенге. Применение данного механизма предполагает мгновенное и гарантированное получение работником дополнительного дохода.

— Какую работу будет вести департамент в части налогового администрирования?

— В налоговом администрировании внедряется дифференцированный подход, основанный на категорировании налогоплательщиков в соответствии с системой управления рисками.

К первой категории будут отнесены налогоплательщики с низкой степенью риска. По ним не будут проводиться проверки, предусматриваются послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможности участия в горизонтальном мониторинге. К группе средней степени риска будут применяться стандартные механизмы администрирования, направляться извещения, а в случае неисполнения — меры налогового контроля. К третьей «высокой» группе будут относиться налогоплательщики с высокой степенью риска. К ним будут приниматься повышенные меры внимания и мгновенное реагирование в случаях ненадлежащего исполнения налоговых обязательств.

— Кулмуханбет Мирзахметович, как реализуется в вашем ведомстве программа «Цифровой Казахстан»?

— Из 44 видов услуг, оказываемых органами государственных доходов, 28 услуг, или 64 процента, предоставляются в электронном формате. В 2018 году нами оказано 691 тысяча 565 государственных услуг, из них налоговым блоком — 686 тысяч 643, или 99,3 процента, таможенным — 4 тысячи 922, или 0,7 процента. При этом 642 тысячи 612 услуг, или 93 процента, оказаны в электронном виде.

Одним из направлений цифровизации органов государственных доходов является внедрение информационной системы «Электронные счета-фактуры», в соответствии с чем с 1 января 2019 года согласно пунктам 1, 2 статьи 412 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» плательщики налога на добавленную стоимость при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписывать счета-фактуры в электронной форме. Поэтому плательщикам НДС, еще не являющимся участниками этой информационной системы, необходимо зарегистрироваться в ней.

— В бизнес-среде много сейчас разговоров о повсеместном использовании контрольно-кассовых машин. В каких видах деятельности они должны применяться обязательно?

— Предусматривается поэтапный (ежеквартальный) переход на применение онлайн-ККМ в 2019 году в 633 видах деятельности: с 1 апреля 2019 года — в 323, с 1 июля 2019 года — в 86, с 1 октября 2019 года — в 224. Таким образом, к 2020 году планируется перевести всех налогоплательщиков на применение онлайн-ККМ, включая налогоплательщиков, работающих по патенту, а с 1 января 2020 года — и плательщиков единого земельного налога. С 1 января 2019 года начался обязательный переход на применение контрольно-кассовых машин лицами, осуществляющими деятельность на территории открытых рынков. Подчеркну, что непременным условием для регистрации и применения онлайн-ККМ является обязательный доступ к телекоммуникационным сетям, обеспечивающий выход в Интернет.

В текущем году также планируется передать функции оператора фискальных данных в конкурентную среду и автоматизировать процесс оказания государственной услуги «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин».

Беседовала Валентина ПРОКОФЬЕВА