Ещё одна награда. Жамбылские обувщики расширяют объёмы производства

Жамбылские обувщики расширяют объёмы производства

В Астане 12 декабря состоялись традиционное подведение итогов и торжественная церемония награждения победителей республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана». В ходе него в числе победителей конкурса в номинации «Лучшие товары для населения» названо ТОО «ТаразКожОбувь». Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев вручил награду генеральному директору товарищества Еркину Абдыбаеву.

О своих впечатлениях, итогах уходящего года и перспективных направлениях развития кожевенной отрасли региона Еркин Абдыбаев рассказал в ходе нашей беседы.

— Еркин Даткабекович, я не ошибусь, если скажу, что путь к такому высокому признанию легким не назовешь. Как вы шли к этому достижению?

— Действительно, участие в конкурсе — это довольно сложное испытание. Конкурс состоит из нескольких этапов: региональный, республиканский, затем необходимо было предоставить на анализ пакет документов, которые рассматривает специальная комиссия. И только потом на основании результатов всех этапов и онлайн-голосования потребителей объявляются победители. На самом деле не ожидали, что войдем в число лучших. Мы долго шли к такому результату. С другой стороны, это очень высокая ответственность перед нашими потребителями, так как теперь нам нельзя снижать планку. Наоборот, нужно расти, трудиться, уделять внимание повышению качества продукции. Также мы намерены усилить информационный обмен с потребителями. Отзывы покупателей и заказчиков помогают развиваться, ведь наша главная задача — производить комфортную, качественную и относительно недорогую обувь.

— Сколько человек сегодня трудятся на предприятии?

— В настоящее время у нас работают 248 человек. Среди них очень много женщин. Есть сотрудники из числа инвалидов по слуху. Оплата труда сдельная, то есть размер заработной платы зависит от выработки. В среднем каждый сотрудник предприятия получает 150 тысяч тенге. Но здесь необходимо учесть, что мы обеспечиваем работой 15 студентов, которые заняты на время, свободное от учебы. При расчете средней заработной платы общий доход делится на всех работников. А учащуюся молодежь мы привлекаем к производству, чтобы подготовить кадры для себя. В настоящее время средний возраст работников предприятия составляет 45 лет. Это довольно тревожный показатель.

— У ТОО «ТаразКожОбувь» очень давняя история. Когда-то оно обеспечивало работой несколько тысяч человек. Однако был и период упадка, стоял вопрос о полной остановке производства. Можно ли говорить о том, что самые лисложные испытания остались в прошлом?

— В 2021 году предприятию исполнилось 60 лет. Для нас это исторически важная дата. В свое время на кожкомбинате трудились более пяти тысяч человек, ежегодно отправляли на экспорт пять миллионов пар обуви. Этот объем несопоставим с нынешними реалиями, тем не менее если не ошибаюсь, мы обеспечиваем 60 процентов валового объема производства легкой промышленности по области. То есть остаемся одним из локомотивов экономики региона. На данный момент мощность предприятия составляет более 500 тысяч пар обуви в год с возможностью увеличения до одного миллиона. Если сравнивать с периодом, когда предприятие вынужденно простаивало, мы движемся вперед уверенными шагами. В прошлом году обеспечили абсолютный рекорд после развала Союза, поставив потребителям 239 тысяч пар обуви. Этот год завершим производством около 240 тысяч пар. И у нас довольно амбициозные планы. На следующий год мы должны перевалить отметку в более чем 300 тысяч пар.

— То есть итоги года вас обнадеживают и вдохновляют на еще более высокие достижения?

— Да. У нас появилось видение дальнейшего развития. К примеру, думаем увеличить ассортимент продукции. Сейчас он составляет 70 наименований. Также планируем возобновить работу надомников, как это практиковалось в советское время. К примеру, человек по каким-то причинам не может выходить на работу в цех, но может трудиться дома. Мы сейчас разрабатываем этот проект. Здесь немало нюансов, необходимо все предусмотреть. Но самой главной проблемой является кадровый вопрос — не хватает специалистов всех уровней. В этом году организовали на предприятии учебный центр, который действует совместно с отделом занятости и профессионального пере­обучения управления координации занятости и социальных программ акимата области. Однако курсы мы не смогли провести, так как было поздно. Планируем эту работу осуществить с начала будущего года. Также тесно взаимодействуем с Университетом Дулати, где есть технологический факультет, и можно возобновить подготовку студентов по специальности «технология обувного производства». Мы направили в Министерство науки и высшего образования обращение с этой просьбой. В этом нас поддерживает региональная палата предпринимателей. Здесь следует отметить, что при росте населения спрос на обувь также будет расти. Поэтому лучше уже сейчас предпринять конкретные шаги по развитию обувного производства в стране. А сегодня, к примеру, в нашем регионе всего три процента обуви производится местными предприятиями. Все остальное — импорт. Основные игроки на рынке — Китай, Турция и Беларусь.

— Еркин Даткабекович, как планируете расширять рынок сбыта?

— У нас есть несколько своих магазинов в Таразе и в районных центрах. Кроме того, думаем открыть продажи нашей продукции через собственный интернет-магазин. Уже запустили эту программу.

— Известно, что на предприятии есть свой модельер. Вы производите какие-то уникальные модели обуви?

— У нас каждая модель уникальна, так как разрабатывается с нуля и только потом запускается в производство. При этом особое внимание уделяем качеству и конечной стоимости обуви. Это позволяет нам не повышать цену.

— Государственной поддержкой пользуетесь?

— Да, по мере возможности.

— А как решаете вопрос с сырьем?

— Часть сырья мы получаем от ТОО «Таразский кожевенный завод», где в настоящее время завершаются пусконаладочные работы. Остальное поступает из различных источников. В следующем году у нас запланирована огромная работа по увеличению собственного сырья. В частности, на полную мощность готов выйти кожзавод. Однако этому может помешать нехватка качественных шкур. И эта проблема носит отраслевой характер. Решить ее можно только с участием Минсельхоза. Дело в том, что до сих пор в нашей стране не смогли восстановить утерянные в период развала Союза связи между фермерскими хозяйствами и кожевенными предприятиями. В итоге сегодня мы получили ситуацию, когда качественное сырье продается за границу, а нам достается то, что отбраковали зарубежные покупатели. Поэтому мы уже запланировали совместно с палатой предпринимателей провести в каждом районе специальные семинары. При этом говорить будем не только о том, что шкуры нужно отдавать нам, но и о том, как правильно готовить их, чтобы мы могли получить качественное сырье.

— Но как бы там ни было, предприятие продолжает работать, выпускать качественную и востребованную продукцию. Не сомневаемся, что впереди у вас еще немало высоких наград.

— Я тоже на это надеюсь.

Беседовала Людмила МЕЛЬНИК,
фото Юрия КИМА