Итоги и посылы

Педагогов, чьи выпускники не справились с ЕНТ, проверят на профпригодность

До августовского педсовета еще больше месяца, но уже сейчас учителям и директорам жамбылских школ предстоит тщательно проанализировать итоги Единого национального тестирования. И извлечь уроки из нынешнего опыта. А закономерным итогом станет проверка знаний тех предметников, чьи ученики показали наихудшие результаты. 

Начальник областного управления образования Сулушаш Курманбекова признала в своем отчете: практически по всем пунктам жамбылцы сдали позиции. В частности, нынче процент участия в ЕНТ (72,1) ниже среднереспубликанского (75,3) и нашего же прошлогоднего (77,3). Меньше всего участников тестирования оказалось в Кордайском (49 процентов) и Шуском (63,7) районах. Средний балл по ЕНТ — 71,33 — чуть выше республиканского (70,9) и значительно ниже прошлогоднего (86,18). Не смогли одолеть пороговый уровень от 0 до 49 баллов 1219 из 8564 тестируемых. От 50 до 100 баллов получили две трети, или 6461 участник, от 100 до 124 — 884. Среди тех, кто взял планку выше ста баллов, преобладают ученики двух областных казахско-турецких школ-интернатов для девочек и мальчиков и таразской гимназии № 45.

Всерьез разочаровали претенденты на знак «Алтын белгi» и аттестаты особого образца: из числа первых лишь 82 из 378 подтвердили свои знания, во второй группе — только 29 из 221.

Самые низкие по региону баллы (от 39 до 65) продемонстрировали, по словам С. Курманбековой, 122 выпускника 341 школы. Больше всего таких школ в Таласском (18), Байзакском и Кордайском (по 17) и Мойынкумском (15) районах. Областной центр в этом антирейтинге занимает средние позиции «благодаря» девяти школам и областной школе-интернату для спортивно одаренных детей. На этом же уровне — Сарысуский район с десятью школами.

Стоит сказать и о том, что 18 участников ЕНТ получили ноль баллов (для сравнения: в прошлом году таких было всего восемь). Двойки получили 954 выпускника, набравшие баллы ниже нормы по отдельным предметам. Больше всего двоек по математике — 704, русскому языку в казахских школах — 113, истории Казахстана — 83, казахскому языку — 37, физике — 24. По сравнению с прошлым годом качество знаний по математике снизилось на 51,6 процента, по истории Казахстана — на 34,4 процента.

Эти выкладки побудили управление образования проанализировать качественный состав предметников. В минувшем учебном году математику преподавали 513 учителей, из которых 494 обучались в вузах очно, остальные — заочно. Свыше 80 процентов математиков имеют высшую и первую категории, у 69 процентов стаж — более 20 лет, 19,3 процента — от 10 до 20 лет. Расклад по преподавателям истории Казахстана тоже показывает преобладающее большинство опытных педагогов. Почему же тогда результаты ниже среднего?

Из отчета С. Курманбековой следует, что отделы образования на местах и директора школ пустили все на самотек, отчего и готовность к ЕНТ показали далеко не все школы и педагоги. Кроме того, не оценивались как следует итоги пробного тестирования.

По итогам же масштабной проверки, проведенной управлением образования в феврале — мае, более ста директоров школ получили дисцип-линарные взыскания, одного даже уволили, наказаны и 13 работников райотделов образования. Как эти меры повлияют на повышение качества обучения, сейчас сказать трудно. Очевидно, что одними выговорами ситуацию не переломить, и необходимость естественного отбора в педагогической среде уже назрела. Проводить его будут путем проверки знаний и уровня компетентности учителей как и в случае с директорами школ. Таким образом, качество преподавания в школах доверят только грамотным наставникам.

Аким области Канат Бозумбаев в связи с этим подчеркнул, что в свете социальной модернизации и реформ в системе образования к педагогическим кадрам предъявляются достаточно высокие требования. Все ли учителя им соответствуют, покажут экзамены и аттестация.

На аппаратном совещании выступили также начальник областного управления сельского хозяйства Мурат Асильбеков с информацией о ходе заготовки кормов и заместитель начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Бисенкуль Сагындыкова с отчетом о ходе реализации в регионе программы модернизации ЖКХ. Их доклады приняты к сведению.

Гульжан АСАНОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)