Как карта ляжет

Новая услуга подскажет ориентиры

Один из важных вопросов для бизнесмена — куда и как правильно вложить деньги? Начинающему, а порой и опытному предпринимателю при ведении дел важно знать ситуацию на рынках сбыта, ресурсов и услуг. В больших компаниях этим занимаются отделы логистики, маркетинга, стратегического планирования, а руководители малого и среднего бизнеса зачастую могут рассчитывать только на собственное чутье. 

На помощь им пришла Национальная палата предпринимателей «Атамекен», где разработана и запущена региональная карта развития предпринимательства. О ней мы сегодня беседуем с директором палаты предпринимателей Жамбылской области Карлыгаш Аралбековой.

— Итак, НПП РК запускает карту регионального развития. Расскажите, пожалуйста, что представляет собой ресурс и почему это важно для Жамбылской области?

— Карта регионального развития — это бесплатный онлайн-ресурс, который доступен в Интернете по адресу businessmap.kz. Она охватывает все регионы страны и отвечает на четыре главных вопроса предпринимателя: что производить в регионе? Где экономически целесообразно заниматься предпринимательской деятельностью? Кто из бизнес-субъектов может стать локомотивом развития? Какова реальная бизнес-среда региона?

Региональная карта развития предпринимательства решает на сегодня самую важную задачу — информировать. В ней инвесторы найдут детально проработанные бизнес-планы готовых для реализации проектов с наличием таких важных показателей, как сумма необходимых первоначальных вложений, суммы предстоящих текущих расходов, сроки окупаемости проекта, точка безубыточности и прочее. Кроме того, карта содержит полную информацию по всем параметрам инвестиционного климата в регионе, в том числе по 10 районам области: экономика, минерально-сырьевая база, природно-климатические условия, человеческий капитал, предпринимательский потенциал, транспортно-логистические возможности региона и другое. Это позволит потенциальному инвестору оценить риски и возможности.

В связи со вступлением Казахстана в ЕАЭС и ВТО карта позволит отечественному товаропроизводителю найти потенциальные рынки сбыта.

Для регионов с низкими возможностями привлечения внутренних региональных инвестиций, таких как Жамбылская область, карта открыла доступ к иностранным инвестициям, а также инвестициям из других регионов Казахстана, о чем свидетельствует количество поступающих к нам вопросов по проектам, представленным в карте.

— То есть картой развития предпринимательства уже пользуются?

— Совершенно верно. Со времени запуска интернет-ресурс с картой посетило свыше 200 тысяч человеке. Помимо того что посетители интересуются самими инвестпроектами, внедренными в карту, они обращаются в региональную палату предпринимателей за разъяснением условий государственных программ поддержки бизнеса, просят помощи в поисках потенциальных партнеров, а также интересуются реестром предпринимателей, который включает полные данные и контакты по всем субъектам бизнеса Жамбылской области.

— Вы говорили о том, что карта еще и ответит на вопрос, что выгодно производить в регионе?

— Карта решила одну из важнейших задач — определение экономической специализации региона. Региональная палата предпринимателей основывалась в процессе разработки карты на мнении предпринимателей, данных центров обслуживания и поддержки предпринимателей, отраслевых ассоциаций и финансовых институтов. Силами палаты предпринимателей было опрошено более 180 бизнесменов, получены интервью непосредственно от руководителей различных предприятий. Это дало возможность увидеть реальную картину бизнес-климата в регионе. Основными направлениями специализации определены туризм, агропромышленный комплекс, химическая отрасль, строительство и производство строительных материалов.

— Какие проекты вошли в карту?

— Нами были отобраны нишевые проекты в рамках экономической специализации. На сегодня в карту внедрены семь проектов общей стоимостью 9,3 миллиарда тенге. Из них два в сфере туризма, три — в АПК, два — в сфере предоставления услуг, в частности, строительстве объектов придорожного сервиса. В целях развития политики импортозамещения в Жамбылской области планируется включить еще два проекта в сфере легкой промышленности, а именно «Серийное производство швейной фурнитуры» и «Организация современного текстильного производства».

— Итак, ресурс создан, он действует и пополняется новыми инвестпроектами. Что еще делает палата предпринимателей для привлечения инвестиций?

— Мы организуем встречи с инвесторами и презентации проектов для них. Уже состоялись такие мероприятия с участием делегаций из Вьетнама, Исламской Республики Иран, Франции, Индонезии, а также Кыргызской Республики. Проекты по строительству комплексов придорожного сервиса, модернизации птицефабрики в Байзакском районе, строительству овощехранилища в Рыскуловском районе заинтересовали потенциальных инвесторов из Китая. Конечно же, самая объемная и значимая часть нашей работы, вытекающая из карты регионального развития, — это оказание информационной поддержки, консультирование по имеющимся государственным программам поддержки инвесторов и законодательства РК, обеспечение взаимодействия инвесторов с банками, фининститутами, поиск соинвесторов. И здесь однозначно палата является эффективной организацией, поскольку в ее деятельности и структуре имеется весь комплекс необходимых услуг по принципу «одного окна».

Анастасия ТОЛСТИХИНА,
пресс-секретарь
региональной палаты предпринимателей