Километры пути

Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Первое воскресенье августа ознаменовано важной датой в жизни казахстанских работников транспорта и связи — в этот день они отмечают свой профессиональный праздник. 

Накануне мы побеседовали с директором Жамбылского отделения дороги АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Даулетбаем Есимбековым, который рассказал о положении дел в железнодорожной отрасли, проблемах, перспективах и новшествах.

— Наша работа напрямую зависит от мировой политико-экономической ситуации. Если раньше мы тесно сотрудничали с Украиной и Россией, то сегодня этого нет. В целом сократился объем реализации товаров по всем направлениям. К сожалению, из-за кризиса резко упал грузооборот с Китаем, одним из основных заказчиков. Для сравнения, к примеру, если за шесть месяцев прошлого года через станцию Достык только железорудного сырья, отправляемого из Костанайской области, было перевезено шесть миллионов тонн, в этом году всего 110 тысяч тонн. Все это вкупе отражается на наших показателях. Если падает уровень производства, то соответственно понижается и наш главный показатель — грузооборот. По итогам первого полугодия грузооборот АО «НК «Қазақстан темiр жолы» в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшился примерно на восемь процентов. Аналогичная картина наблюдается и с погрузкой.

— Какие меры предпринимаются для того, чтобы улучшить положение?

— Руководство компании не сидит сложа руки. По поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева делаются шаги в сторону преобразования ее в транспортно-логистическую компанию. Сегодня в составе «КТЖ» аэропорты, компания «КазАвтоЖол» и морской порт Актау. То есть мы не ограничиваемся только железнодорожными перевозками, в нашем распоряжении есть и другие виды транспорта. В Астане запущен проект по строительству сухого порта на станции Алтынколь, расширяется порт Актау, рядом строится второй порт — Курык, который предназначен для обслуживания судов из КНР.

— Даулетбай Дасырович, а какова ситуация на жамбылском участке дороги?

— В нашем коллективе работают более 12 тысяч человек. Они обслуживают четыре стыка с другими отделениями. Одно из этих направлений межгосударственного значения — оно связывает нашу страну с Кыргызстаном.

В целом вся работа компании оценивается по 16 показателям, из них Жамбылское отделение дороги выполнило 15. Единственный сектор, где есть недоработка, — это эксплуатационный грузооборот. При норме 10 миллиардов 642 миллиона тонно-километров мы выполнили 10 миллиардов 412,8 миллиона, то есть 97,8 процента запланированного объема, что, однако, выше республиканского показателя на 2,2 процента. Снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано на уровне 3,3 процента. В принципе, результаты у нас довольно хорошие.

Президент страны Нурсултан Назарбаев говорил о необходимости вхождения компании «Қазақстан темiр жолы» в топ-500 крупных транспортно-логистических компаний. При этом он отметил, что мы должны использовать прежде всего выгодное географическое положение Казахстана. Этот фактор и сыграл главенствующую роль в достижении наших показателей. Именно через наш регион проходят все грузы, которые идут из Китая и Северного Казахстана в Алматы, Узбекистан, Кыргызстан и Среднюю Азию.

Есть улучшение по параметрам безопасности. В первом полугодии зарегистрировано 20 нарушений в движении поездов, что меньше на шесть случаев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом работа нашего областного отделения оценена на хорошо, и в общем рейтинге среди 14 филиалов мы заняли второе место после Шымкентского отделения дороги.

— Какие изменения за последнее время произошли в отрасли, в том числе на жамбылском участке?

— В программе «Нұрлы Жол», озвученной Президентом страны, есть моменты, касающиеся непосредственно нашего отделения. Это строительство второго пути на участке Алматы — Шу. Все пассажирские поезда, направляющиеся в Алматы и обратно, проходят через данный участок. Из-за отсутствия второго пути приходится снимать грузовые поезда. Естественно, это создавало определенные неудобства. Именно поэтому принято решение построить новую ветку длиной почти 110 километров. Реализация проекта, на который выделено более 39 миллиардов тенге, началась в этом году. Планируется, что уже в конце следующего года второй путь будет открыт. С запуском этой дороги появится возможность беспрепятственно перевозить грузы из Китая в западном направлении.

Кроме того, до недавнего времени участок Тараз — Каратау — Жанатас обслуживался старыми локомотивами. Теперь они заменены на новые марки Evolution — современные, более мощные и комфортные, причем
отечественной сборки. Таких в отделение поступило семь штук.

— Многие жалуются на то, что сложно купить билеты на пассажирские поезда, к примеру, до Астаны, а иногда и до Алматы.

— Да, такая проблема существует. Дело в том, что практически каждый областной центр имеет прямой рейс до Астаны и Алматы. С учетом того, что все они проходят через наше отделение, к сожалению, отдельного поезда, который бы формировался на станции Жамбыл, нет и в ближайшее время пока не ожидается. Это и создает некоторые неудобства с покупкой билетов. Конечно, ситуация оставляет желать лучшего.

Между тем следует отметить, что компания продолжает выпускать вагоны «Тулпар-Тальго». В этом году запланировано изготовить 153 вагона, из них 46 уже сданы в эксплуатацию. К слову, они шире старых на 33 сантиметра, что делает их более удобными для пассажиров. Думается, со временем изношенные вагоны будут сниматься, и по мере накопления парка в перспективе, может, и будет сформирован отдельный поезд в Таразе.

— Даулетбай Дасырович, что Вы можете сказать о ценовой политике компании? Ожидаются ли изменения в стоимости проезда?

— Сейчас очень трудное время, по-этому на сегодняшний день компания заинтересована сохранить свои позиции и дорожит каждым клиентом. В этой связи в ближайшем будущем повышения цен не предвидится.

Все наши успехи достигнуты благодаря стараниям всего коллектива. Общими усилиями выполнен огромный объем работы, но предстоит еще немало сделать. В связи с этим и в преддверии праздника хочется пожелать всем железнодорожникам крепкого здоровья и успехов в труде.

Беседовал Михаил ТЁ,
Виктор БАРБАШ (фото)