Крыша на выбор

Жамбылцы могут жильё купить, арендовать, построить

Хотя Казахстан хорошими темпами догоняет развитые страны по всем статьям, есть один жизненный показатель, который казахстанцы продолжают оценивать советскими стандартами. На Западе даже достаточно обеспеченные граждане, не страдая по поводу отсутствия дома или квартиры в собственности, спокойно арендуют жилье в зависимости от сиюминутных потребностей. У нас человек без квартиры чувствует себя незащищенным и всеми силами старается обрести личный угол. С другой стороны, на Западе ценным работникам компании сами арендуют жилье. У нас такая практика еще в зачаточном состоянии. О том, как можно стать обладателем собственного жилья, рассказал начальник управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Рахманкул Байтелиев.

— Скажите, какая у нас на сегодня потребность в жилье и какие есть направления, чтобы его получить, если нет денег на прямую покупку квартиры?

— Общая потребность, наверное, не маленькая. В идеале каждый совершеннолетний гражданин хотел бы иметь квартиру или дом. Я могу точно говорить только о тех, кого государство ставит в очередь на получение жилья. Таких по области 6545. В среднем ежегодно строится по 158 квартир. Всего же к 2020 году планируется построить 95100 квадратных метров жилья на 12,5 миллиарда тенге. Из них более 1,1миллиарда — из местного бюджета.

Параллельно идет строительство арендного жилья для молодых семей. В среднем в год должно сдаваться по 111 квартир.

Новое направление — строительство арендного жилья АО «Казахстанская ипотечная компания» (АО «КИК»). Механизм такой: АО «КИК» строит жилье и отдает его в долгосрочную аренду с правом выкупа до 2030 года. Конечно же, арендная плата там на уровне взносов по кредитам, поскольку эти деньги идут в счет погашения стоимости квартиры.

И, конечно, оформление ипотеки через Жилстройсбербанк. На сегодня в области у нас 90 человек заявили о своем желании приобрести новые квартиры по этой программе.

Что касается программы индивидуального жилищного строительства, то оно пока приостановлено. На данный момент очередь на участки составляет 50867 человек. Более 87 процентов очередников — жители областного центра. В скором времени выделение земли по ИЖС возобновится. В Таразе индивидуальным застройщикам выделяется 250 гектаров, готовится план детальной планировки. В следующем году планируется подвести инфраструктуру, после этого таразцы получат свои наделы.

Между прочим, для стимулирования индивидуального жилищного строительства застройщикам бесплатно предоставляются типовые проекты.

— Сейчас столько возводится новых домов, а еще много предложений на вторичном рынке. У вас квартиры не пустуют?

— Нет. Эта проблема существовала года два назад. Сейчас, напротив, спрос на новое жилье увеличивается.

— А что происходит с комплексом «Атшабар»? Готовые квартиры там, кажется, не все выкуплены, а большая часть строительства заморожена и ветшает…

— На сегодняшний день это бельмо на нашем глазу. В 2005 году один предприниматель изъявил желание строить этот массив за счет собственных средств с последующей продажей. Акимат города выделил земельный участок, там была развитая инфраструктура, то есть, как говорится, идеальная площадка для строительства. Но, наверное, человек не рассчитал свои возможности. Когда начался кризис, материальное положение фирмы ухудшилось, а года полтора тому назад, к нашему великому сожалению, хозяин этой фирмы умер. Без того запутанная ситуация осложнилась еще больше. В одно время для завершения этого комплекса мы хотели привлечь частных инвесторов, сели за стол переговоров с двумя банками, которые финансировали строительство. Но, к сожалению, заинтересованные стороны не нашли общего языка. Кроме того, наследники проявили желание продолжить строительство, но сейчас мы не можем выйти с ними на контакт.

— Это единственная неоконченная стройка?

— На данный момент — единственная. Было еще два дома на углу улиц Абая — Ворошилова. Там тоже возникли проблемы с финансированием, но туда пришел фонд «Самрук-Казына». Сейчас стройка возобновилась.

— Там еще был спор с жильцами соседних домов, которые жаловались, что нарушены строительные нормы.

— Да, как раз эти дома. Надо сказать, что мы детально изучили вопрос, провели измерения. Строительные нормы там соблюдены.

— Вы сами как специалист на что обращаете внимание при оценке зданий?

— На качество, конечно же, на соблюдение сроков строительства.

— Кстати, о качестве. К нам поступают жалобы от жильцов новых микрорайонов на то, что по стенам, в фундаменте пошли трещины. У нас дом не упадет, как в Караганде?

— Нет, у нас такого не будет. У зданий каркас прочный, рассчитан на то, чтобы выдержать восьмибалльные толчки землетрясения. И грунты хорошие, прочные. Здесь вопрос качества в том, чтобы подрядчик мог осуществлять строгий контроль за строительством. Нужны лабораторные проверки качества. У нас этим занимаются сейчас несколько разрозненных фирм. С этого года решением Агентства по делам строительства и ЖКХ при ГАСКах в каждой области создаются объединенные лаборатории по контролю за качеством строительных работ. Их оснастят портативным оборудованием. Контроль станет более оперативным и ответственным.

— Строительство считается одним из локомотивов производства. В нашей области местные предприятия развивают стройки закупкой их продукции?

— При разработке программы «Доступное жильё-2020» на местах ориентировались на отечественного производителя. У нас в области не выпускаются стекло, сантехника, кафель, облицовочная плитка и еще товары нескольких наименований. Все остальное обеспечивают жамбылские предприятия. Цементом мы практически обеспечены, арматуру в Жанатасе выпускают, хоть и не покрывают пока всей потребности. Таразский трубный обеспечивает коммуникации. В общей сложности 21 местное предприятие дает металлоконструкции, пластиковые и железобетонные изделия, кирпич, щебень, стекловату. Словом, почти все необходимое.

— В одно время было много разговоров об инновационных технологиях. Говорили даже про систему «умный дом». Сейчас все это воплощается в жизнь?

— При строительстве жилья пока нет. Но на социальных объектах новшества уже применяют. Например, для остекления Дворца спорта будет использовано теплоизоляционное стекло. Стены двух школ в селах окрашены теплоизоляционной краской. Но, думаю, не за горами то время, когда эти технологии станут обыденными.

Вопросы задавала Индира БОТАШЕВА