Кто в доме хозяин? На смену КСК придёт объединение собственников имущества

На смену КСК придёт объединение собственников имущества

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» вступил в силу в январе 2020 года, за исключением отдельных норм, для которых определены иные сроки. Реформа направлена в основном на урегулирование порядка регистрации многоквартирного жилого дома и обеспечение прав собственников квартир.

В последнее время поступает множество обращений от граждан и общественных объединений по поводу того, что недобросовестные руководители органов управления кондоминиумами захватывают, продают или сдают в аренду общее имущество многоквартирного жилого дома без ведома и согласия его жителей.

Что в данном случае следует предпринять собственникам квартир? Во-первых, необходимо зарегистрировать многоквартирный жилой дом как объект кондоминиума, включая земельный участок, общее имущество объекта кондоминиума и размеры долей каждой квартиры и нежилого помещения в общем имуществе, площадь квартир и площадь нежилых помещений, находящихся в индивидуальной собственности.

 

Зачем нужен кондоминиум

В соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса Республики Казахстан собственность на недвижимое имущество может возникать в форме кондоминиума, когда отдельные части недвижимости находятся в индивидуальной собственности граждан и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, принадлежат собственникам частей недвижимости на праве общей долевой собственности.

Возникает вопрос: что дает регистрация кондоминиума жителям многоэтажки? Регистрация объекта кондоминиума фактически является юридическим закреплением за собственниками квартир и нежилых помещений права общей долевой собственности на общее имущество объекта кондоминиума. После регистрации объекта кондоминиума собственники квартир и нежилых помещений становятся участниками кондоминиума и имеют равные права по управлению объектом кондоминиума и пользованию общим имуществом.

Законом определено, что государственная регистрация объекта кондоминиума в функционирующих многоквартирных жилых домах производится по заявлению инициативной группы, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений.

Законом предусмотрен запрет к продаже и передаче в аренду частей общего имущества объекта кондоминиума без ведома собственников квартир. Такое решение принимается на собрании большинством голосов.

Как показала практика, в новых домах отдельные застройщики либо управляющие компании продают часть общего имущества (подвалы, цокольные этажи либо лестничные площадки) до регистрации многоквартирного жилого дома как объекта кондоминиума. Чтобы предотвратить такие действия и не дать возможности недобросовестным гражданам захватить чужое имущество, законом учтены такие моменты.

 

Полезные новшества

В соответствии с законодательством площадь общего имущества объекта кондоминиума будет определяться на стадии проектирования многоквартирного жилого дома. Более того, государственная регистрация объекта кондоминиума, принятого в эксплуатацию дома, будет обязанностью заказчика (застройщика). При этом заказчик (застройщик) обязан будет включить в состав общего имущества объекта кондоминиума все имущество, предусмотренное проектно-сметной документацией.

Придомовой земельный участок вместе с расположенными на нем элементами благоустройства также будет включен в состав общего имущества в том случае, если собственники квартир и нежилых помещений сами пожелают этого и примут решение на собрании с последующей подачей заявления в местный исполнительный орган.

В случае, если придомовой земельный участок не включен в состав общего имущества объекта кондоминиума, то он находится в исключительной государственной собственности как территория общего пользования в населенных пунктах, содержание которого осуществляется за счет средств местного бюджета. Запрещается возложение таких расходов на собственников квартир и нежилых помещений.

Еще один важный момент, предусмот­ренный законом, касается упрощения процедуры регистрации объекта кондоминиума.

Несмотря на то, что регистрация объекта кондоминиума дает жителям возможность полноценно управлять, владеть и пользоваться общим имуществом, в целом по стране наблюдается низкая регистрация многоэтажных домов как объектов кондоминиума. Причины этого — незаинтересованность граждан, сложности процедуры регистрации. Более того, в отдельных регионах имеются дома, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы. Поиск и оформление документов на многоквартирные дома — это процесс трудоемкий и затратный для жителей.

В целях создания благоприятных условий для граждан обязанность по обес­печению государственного технического обследования функционирующих многоэтажных домов с определением общего имущества объекта кондоминиума, а также формированию и представлению документов для государственной регистрации возлагается на местные исполнительные органы и будет осуществляться за счет средств местного бюджета.

Упрощена также процедура регистрации кондоминиумов многоквартирных жилых домов. Заявление подается не менее чем от двух собственников. Предусмотрена автоматизация процессов регистрации объектов с сокращением сроков до одного рабочего дня, отменено предоставление нотариально удостоверенных копий правоустанавливающих документов.

 

Непрозрачные КСК

На сегодняшний день многоэтажные жилые дома управляются в основном ко­оперативами собственников квартир (КСК), управляющими компаниями и иными организациями. При этом в их деятельности недостаточно открытости и прозрачности, что вызывает у большинства граждан неудовлетворенность качеством обслуживания и снижает доверие к ним. В результате возникли проблемы с накоплением средств на содержание и проведение капитального ремонта дома.

Более того, участились случаи, когда застройщики после завершения строительства дома создают аффилированные управляющие организации с целью дальнейшего управления построенными домами без согласия собственников квартир, что вызывает недовольство жителей. Зачастую собственников квартир вынуждают подписывать кабальные договоры, шантажируя тем, что не отдадут ключи от новой квартиры.

С учетом этих проблем выработаны новые способы и формы управления объектом кондоминиума, позволяющие жителям управлять домом самостоятельно либо с привлечением управляющих компаний или управляющего на основании договора.

 

Новые варианты

Рассмотрим вариант самостоятельного управления собственниками квартир и нежилых помещений. Прежде всего на собрании собственники должны выбрать одну из двух форм управления: объединение собственников имущества (ОСИ) —
юридическое лицо, образованное собственниками квартир и нежилых помещений, или же простое товарищество — непосредственное совместное управление всеми собственниками квартир и нежилых помещений без образования юридического лица.

При этом обе формы управления объектом кондоминиума будут работать по принципу «один дом — одно объединение или простое товарищество — один счет», это подразумевает, что каждое объединение собственников имущества, простое товарищество будет открывать собственный текущий и сберегательный счета.

Такой принцип управления обусловлен тем, что большинство КСК стали многодомными и открывают один счет на все дома, что не позволяло проследить целевое использование собранных средств. Таким образом, предлагаемый принцип «один дом — одно объединение — один счет» предусматривает индивидуальный подход по управлению каждым домом.

Председатель ОСИ (или доверенное лицо простого товарищества) избирается из числа собственников квартир, нежилых помещений многоэтажки и осуществляет функции управления, заключает самостоятельно договоры на оказание услуг с субъектами сервисной деятельности.

Если на собрании собственники квартир, нежилых помещений приняли решение о передаче функции управления, соответственно, должны принять решение о выборе управляющего многоэтажным домом или управляющей компании либо также делегировать такие полномочия совету дома. При условии делегирования соб­ранием данных полномочий совет дома принимает решение о выборе управляющего домом или управляющей компании, заключении договора на оказание услуг по управлению объектом кондоминиума сроком на один календарный год, а также о его изменении или расторжении.

Законом предусмотрен переход от ежеквартального к ежемесячному представлению органами управления отчетов собственникам квартир об управлении и содержании объекта кондоминиума.

Ожидается, что вышеуказанные меры позволят исключить навязывание со стороны третьих лиц своих услуг и тарифов и предоставят право выбора собственникам самим управлять домом либо привлекать со стороны третьих лиц, которые буду работать только на основании решения собрания и договора об оказании услуг.

В соответствии с законопроектом создание в каждом доме ОСИ не влечет за собой автоматического упразднения КСК, так как в переходных положениях предусматривается срок для ликвидации КСК до 1 июля 2022 года. Это предоставляет возможность КСК реорганизоваться в сервисные компании, уже в новом статусе продолжить деятельность по обслуживанию домов, но только в случае, если они будут выбраны ОСИ или простым товариществом и только на основании заключенного договора.

 

Права и обязанности сторон

Впервые в законе прописаны все права и обязанности, функции управляющего и управляющей компаний по управлению многоквартирным жилым домом, а также даны понятия «управляющий многоквартирного жилого дома» и «управляющая компания». Вместе с тем устанавливаются новые требования, согласно которым управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания оказывают услуги только по управлению объектом кондоминиума на основании договора, им запрещается оказывать услуги по содержанию общего имущества объекта кондоминиума. И еще одно немаловажное дополнение: управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания оказывают услуги по управлению объектом кондоминиума при наличии специалистов, прошедших обучение и обладающих документом, подтверждающим квалификацию на осуществление функций по управлению объектом кондоминиума.

В целях выработки альтернативных рыночных источников финансирования мероприятий по модернизации жилищного фонда законом предусмотрено использование системы накопления средств на сберегательных счетах в банках второго уровня.

Предлагается средства собственников квартир, предназначенные на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, размещать на сберегательных счетах в банках второго уровня для дальнейшего получения кредита.

Концептуальные предложения по принципу управления многоквартирным жилым домом «один дом — одно объединение — один счет» позволят жителям накапливать средства на капитальный ремонт своего дома с возможностью осуществлять мониторинг поступления средств и их целевого расходования. Для более полноценного регулирования отношений, возникающих в процессе проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума, уполномоченным органом будет разработан и утвержден порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума.

Сохранность накоплений собственников квартир и нежилых помещений на капитальный ремонт, а также исполнение объединением собственников имущества или простым товариществом обязательств по погашению жилищного займа, полученного на капитальный ремонт, будут гарантированы Специализированным фондом гарантирования капитального ремонта, определенным постановлением Правительства.

Для обеспечения защиты средств собственников квартир и нежилых помещений, накопленных в банках второго уровня на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума, от риска наложения ареста и временного ограничения на распоряжение, ограничений на совершение сделок и иных операций пре­дусмотрены соответствующие поправки в Гражданский, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Республики Казахстан. Согласно этим поправкам, любые меры по наложению ареста и установлению ограничений на деньги, накопленные на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума, запрещены.

В данной схеме участвуют также местные исполнительные органы, которые по обращению органа управления принимают решение о необходимости проведения капитального ремонта, проводят конкурс на определение проектной организации и изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт за счет средств местного бюджета.

 

Как накопить деньги на ремонт

В соответствии с действующим Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» для накопления средств на капитальный ремонт собственники ежемесячно вносят на сберегательный счет сумму в размере 0,02-кратного МРП в расчете на один квадратный метр полезной площади, что составляет около 51 тенге, которые собирались не в полном объеме ввиду большой нагрузки для значительной части населения.

В связи с этим в целях стимулирования населения к накоплению средств нормами закона предусматривается снижение данного показателя до 0,005-кратного месячного расчетного показателя (порядка 13 тенге на квад­ратный метр).

Более того, местным исполнительным органам предоставлено право за счет средств местного бюджета производить капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума, по которому имеется проектно-сметная документация, а также ремонт и замену лифтов в случае отсутствия средств у самих жителей дома с условием обеспечения возвратности средств собственниками квартир, нежилых помещений, что дает возможность оперативно решить проблему безопасной эксплуатации многоэтажных домов.

Согласно закону, собственник квартиры, нежилого помещения несет бремя содержания принадлежащих ему квартиры, нежилого помещения, а также общего имущества объекта кондоминиума.

Как показала правоприменительная практика, размер эксплуатационных расходов, утвержденных общим собранием, не всегда учитывает все затраты, необходимые для качественного обслуживания многоквартирного жилого дома.

В этой связи законом предусмотрена компетенция местных представительных органов городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения по утверждению минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума. Такой размер расходов будет формироваться, исходя из особенностей жилых домов в регионе, их состояния и других показателей. При этом собрание собственников вправе установить иной размер расходов, выше утвержденного маслихатом.

Полагаем, что принятый закон позволит решить вопросы улучшения содержания многоквартирных жилых домов, что повлечет за собой поднятие на новый качественный уровень деятельность объединений собственников имущества.

Кудайберген КОРГАНБАЕВ,
руководитель управления
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
акимата области