Культурный шок

К борьбе с наркоманией подключились самодеятельные актёры

Проблема наркомании беспокоит казахстанское общество уже не первый год. Она проникла глубоко во все слои населения, и бороться с ней в стране пытаются различными способами. Сотрудники областного центра народного творчества пытаются решить проблему по-своему. Они организовали первый региональный конкурс сценических постановок «Будущее без наркотиков» среди молодых актеров народных театров районных домов культуры. 

— Таким образом мы решили привлечь к общественной проблеме внимание в первую очередь подрастающего поколения, через драму показать молодежи последствия употребления наркотических веществ и возможную альтернативу, — говорит заместитель директора областного центра народного творчества Жанат Турлыгулова. — Одно дело — постоянно говорить детям о чем-то, совсем другой эффект дает просмотр ими возможных бытовых сцен, которые, как правило, заканчиваются трагически. Когда они увидят сами, чем может завершиться невинный пробный раз, и почувствуют разницу, уверена, никогда не захотят притронуться к наркотикам.

В пилотном проекте приняли участие 12 коллективов из районов области и города Тараза. Особо отличился народный театр Сарысуского районного Дома культуры, представивший сцену раскола семейного счастья из-за наркозависимости отца. Именно он удостоен Гран-при конкурса. Актеры сумели показать, как наркотики губят человека, изменяют его внутренний мир, а на смену дурману со временем приходит раскаяние. Выпускник средней школы имени М. Ауэзова Мадияр Жолдасбек, исполнивший главную роль, сумел передать страдания, внутреннюю борьбу и показать, что даже наркозависимые имеют второй шанс. Но для этого, несомненно, важна сила воли, которую и проявил главный герой спектакля, и для него все завершилось благополучно. Но порой бывает уже поздно что-то менять. И назад дороги нет. Большая часть постановок — трагедии.

Примечательно, что в мини-спектаклях некоторые роли, в том числе и главные, исполняли непрофессиональные актеры. Многие попробовали свои силы впервые. Сделано это было специально, чтобы зрители почувствовали искренность, которую на сцену вынесли самодеятельные актеры. И нужно отдать должное любителям: отсутствие у них сценического опыта практически не отразилось на качестве игры. Безусловно, были кое-какие неточности и недоработки. Кроме того, выяснилось, что в районных домах культуры нет сценаристов. Коллективам не хватает собственных идей. Так, четыре спектакля поставлены по одному сценарию, взятому из Интернета.

— Некоторые сюжеты повторялись. Жаль, что своего мало. Как говорится, пошли по легкому пути и взяли готовое. К сожалению, это, можно сказать, болезнь большинства, — поделилась впечатлением методист областного центра народного творчества Гаухар Есдавлетова.

Несмотря на это, в целом впечатление от просмотра у зрителей и жюри осталось довольно хорошее.

— Такое мероприятие даст больший эффект, чем, к примеру, просто агитационные беседы, поскольку молодежь воспринимает информацию на эмоциональном уровне, — считает член жюри, главный специалист областного управления по вопросам молодежной политики Фархат Абдралиев. — Хочется сказать, что все довольно хорошо подготовились. Мне запомнилось выступление народного молодежного театра «Дулати» таразского Дома культуры. На мой взгляд, у этого коллектива оригинальная идея, необычные персонажи, да и сама игра оставляет положительные впечатления. Хорошо проявили себя и ребята из Жамбылского района.

Жанат Оразбекова уже 10 лет работает ассистентом режиссера Дома культуры имени Улбике акын Таласского района. По ее словам, это полезный опыт для молодых ребят, начинающих актерскую деятельность.

Первое место заслужили актеры таразского молодежного театра «Дулати». Дипломов второй степени удостоены представители Жамбылского района. Третье место разделили меркенцы и студенты ТарГУ.

— Через конкурс мы также надеялись привлечь сельские таланты к работе в драматических кружках, которые сегодня, к сожалению, находятся в плачевном состоянии, — сказала Жанат Турлыгулова. — Проблем много, и у всех они в основном одни и те же — условия не соответствуют требованиям, не хватает профессиональных кадров, отсутствует преемственность. Хотелось бы возродить работу, как это было в советские годы, когда в драмкружках жизнь кипела, и жанр пользовался огромным спросом среди местных жителей.

Михаил ТЁ, фото автора