Как вернуть зелёные насаждения вдоль дорог
Если не обратить внимания на придорожные территории, включенные в состав земель государственного лесного фонда, то в скором времени можно окончательно лишиться деревьев, посаженных вдоль автомобильных дорог и железнодорожных магистралей еще в советское время.
Свою озабоченность по этому поводу высказали в депутатском запросе на имя первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Романа Скляра мажилисмены Аскарбек Уисимбаев, Кайнар Абасов, Мейрамбек Толепберген и Беккали Торгаев.
«Как известно, в целях масштабного озеленения страны Главой государства Касым-Жомартом Токаевым поставлена задача по посадке двух миллиардов деревьев в государственном лесном фонде.
В этом направлении Министерством экологии, геологии и природных ресурсов и акиматами областей ведется определенная работа. Так, утверждены пятилетние комплексные планы воспроизводства лесов и лесоразведения во всех регионах и подведомственных учреждениях Комитета лесного хозяйства и животного мира, в которых указаны конкретные мероприятия, сроки их выполнения. При этом объем финансирования этого большого проекта составит 22 миллиарда тенге из республиканского бюджета и 60 миллиардов тенге — из областного бюджета. В итоге планируется выйти к 2025 году к показателю в два миллиарда деревьев за пятилетний период», — говорится в депутатском запросе.
Далее мажилисмены отмечают, что изучение проектных материалов по увеличению лесистости территории страны показывает не совсем корректные данные. В них не отражены полностью все вопросы увеличения лесопокрытой площади в государственном лесном фонде.
«В первую очередь это относится к защитным лесам вдоль железных дорог и автомобильных дорог международного и республиканского значения, которые находятся в ведении АО «НК «Казахстан темир жолы» и АО «НК «КазАвтоЖол». Так, по данным государственного учета лесного фонда, площадь таких земель составляет 22,4 тысячи гектаров. Но несмотря на, казалось бы, небольшую долю в процентном отношении в гослесфонде, эти территории играют большую роль как не только выполняющие свои защитные функции, но и эстетическое значение и, что немаловажно, как повышающие имидж страны для сотен тысяч гостей, ежегодно посещающих Казахстан автомобильным и железнодорожным транспортом.
Как показывает анализ, защитные лесонасаждения высажены в советский период, то есть около 40-50 лет назад, вследствие чего почти потеряли свои защитные функции. Многие насаждения сегодня находятся в истощенном виде, повсеместно встречаются в большом количестве сухостойные и суховершинные деревья, при этом они имеют непрезентабельный вид, так как много лет не проводится реконструкция данных насаждений», — отмечается в обращении.
Как пишут авторы запроса, подразделения АО «НК «КТЖ» и АО «НК «КазАвтоЖол», не имея в наличии квалифицированных кадров в области лесного хозяйства, не проводят лесохозяйственные и лесокультурные работы и контролируют только выполнение противопожарных мероприятий и устройство минерализованных полос.
«Не менее важным вопросом является рациональное использование земель государственного лесного фонда и бережное отношение к лесным ресурсам, не входящим в гослесфонд. В настоящее время общая площадь земель гослесфонда составляет около 30 миллионов гектаров, при этом лесные угодья составляют всего 18,3 миллиона, а нелесные угодья, в том числе пашни, сенокосы, пастбища и прочие угодья, — 11,2 миллиона гектаров. Сложившая структура земель государственного лесного фонда образовалась в 60-70-е годы прошлого века, когда учреждения лесного хозяйства (лесхозы) были многопрофильными и зачастую занимались разведением сельскохозяйственных культур и животноводством. В данное время нелесные угодья, которые могли быть использованы в обороте земель для ведения сельского хозяйства, плохо используются, а поступления в бюджеты областей от платы за пользование сенокосами и пастбищами являются мизерными, и есть основания предполагать, что часть этих земель используется в негласном порядке», — считают депутаты Мажилиса.
По их мнению, решить проблему можно, если обязать подразделения АО «НК «КТЖ» и АО «НК «Казавтожол» принять участие в озеленении прилегающей к транспортным коммуникациям территории путем реконструкции и воспроизводства защитных лесонасаждений с выделением им соответствующих финансовых средств.
Также необходимо рассмотреть вопрос о возможности передачи неиспользуемых нелесных угодий земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в целях повышения эффективности охраны имеющихся лесных угодий и целевого использования земель.
Помимо этого, нужно поручить уполномоченному органу провести мероприятия по выявлению на территории страны значимых участков, где произрастают естественные и искусственно созданные насаждения, расположенные на землях других категорий земель, с последующим их включением в состав государственного лесного фонда.
Подготовила
Лариса РУБЦОВА
Лесополосы исчезают на глазах. Как вернуть зелёные насаждения вдоль дорог
Как вернуть зелёные насаждения вдоль дорог
Если не обратить внимания на придорожные территории, включенные в состав земель государственного лесного фонда, то в скором времени можно окончательно лишиться деревьев, посаженных вдоль автомобильных дорог и железнодорожных магистралей еще в советское время.
Свою озабоченность по этому поводу высказали в депутатском запросе на имя первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Романа Скляра мажилисмены Аскарбек Уисимбаев, Кайнар Абасов, Мейрамбек Толепберген и Беккали Торгаев.
«Как известно, в целях масштабного озеленения страны Главой государства Касым-Жомартом Токаевым поставлена задача по посадке двух миллиардов деревьев в государственном лесном фонде.
В этом направлении Министерством экологии, геологии и природных ресурсов и акиматами областей ведется определенная работа. Так, утверждены пятилетние комплексные планы воспроизводства лесов и лесоразведения во всех регионах и подведомственных учреждениях Комитета лесного хозяйства и животного мира, в которых указаны конкретные мероприятия, сроки их выполнения. При этом объем финансирования этого большого проекта составит 22 миллиарда тенге из республиканского бюджета и 60 миллиардов тенге — из областного бюджета. В итоге планируется выйти к 2025 году к показателю в два миллиарда деревьев за пятилетний период», — говорится в депутатском запросе.
Далее мажилисмены отмечают, что изучение проектных материалов по увеличению лесистости территории страны показывает не совсем корректные данные. В них не отражены полностью все вопросы увеличения лесопокрытой площади в государственном лесном фонде.
«В первую очередь это относится к защитным лесам вдоль железных дорог и автомобильных дорог международного и республиканского значения, которые находятся в ведении АО «НК «Казахстан темир жолы» и АО «НК «КазАвтоЖол». Так, по данным государственного учета лесного фонда, площадь таких земель составляет 22,4 тысячи гектаров. Но несмотря на, казалось бы, небольшую долю в процентном отношении в гослесфонде, эти территории играют большую роль как не только выполняющие свои защитные функции, но и эстетическое значение и, что немаловажно, как повышающие имидж страны для сотен тысяч гостей, ежегодно посещающих Казахстан автомобильным и железнодорожным транспортом.
Как показывает анализ, защитные лесонасаждения высажены в советский период, то есть около 40-50 лет назад, вследствие чего почти потеряли свои защитные функции. Многие насаждения сегодня находятся в истощенном виде, повсеместно встречаются в большом количестве сухостойные и суховершинные деревья, при этом они имеют непрезентабельный вид, так как много лет не проводится реконструкция данных насаждений», — отмечается в обращении.
Как пишут авторы запроса, подразделения АО «НК «КТЖ» и АО «НК «КазАвтоЖол», не имея в наличии квалифицированных кадров в области лесного хозяйства, не проводят лесохозяйственные и лесокультурные работы и контролируют только выполнение противопожарных мероприятий и устройство минерализованных полос.
«Не менее важным вопросом является рациональное использование земель государственного лесного фонда и бережное отношение к лесным ресурсам, не входящим в гослесфонд. В настоящее время общая площадь земель гослесфонда составляет около 30 миллионов гектаров, при этом лесные угодья составляют всего 18,3 миллиона, а нелесные угодья, в том числе пашни, сенокосы, пастбища и прочие угодья, — 11,2 миллиона гектаров. Сложившая структура земель государственного лесного фонда образовалась в 60-70-е годы прошлого века, когда учреждения лесного хозяйства (лесхозы) были многопрофильными и зачастую занимались разведением сельскохозяйственных культур и животноводством. В данное время нелесные угодья, которые могли быть использованы в обороте земель для ведения сельского хозяйства, плохо используются, а поступления в бюджеты областей от платы за пользование сенокосами и пастбищами являются мизерными, и есть основания предполагать, что часть этих земель используется в негласном порядке», — считают депутаты Мажилиса.
По их мнению, решить проблему можно, если обязать подразделения АО «НК «КТЖ» и АО «НК «Казавтожол» принять участие в озеленении прилегающей к транспортным коммуникациям территории путем реконструкции и воспроизводства защитных лесонасаждений с выделением им соответствующих финансовых средств.
Также необходимо рассмотреть вопрос о возможности передачи неиспользуемых нелесных угодий земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в целях повышения эффективности охраны имеющихся лесных угодий и целевого использования земель.
Помимо этого, нужно поручить уполномоченному органу провести мероприятия по выявлению на территории страны значимых участков, где произрастают естественные и искусственно созданные насаждения, расположенные на землях других категорий земель, с последующим их включением в состав государственного лесного фонда.
Подготовила
Лариса РУБЦОВА