Лицо времени. Толгау как отражение жизни казахской степи

Толгау как отражение жизни казахской степи

Разве Дулатом будет Дулат,
Если слова его, как водопад,
Камни ворочая, не гремят?
И если страдает душа моя,
Стихами ее омываю я.

Дулат Бабатайулы

Дулат Бабатайулы (1802-1871/74) — акын, яркий представитель жанра толгау XIX века, жырау. Его произведения содержат глубокие мысли о нравственном воспитании молодежи, любви к родной земле.

Родился Дулат Бабатайулы в местности Сандыктас (нынешняя Абайская область), умер там же. Образование получил у аульного муллы. Его мировоззрение формировалось на основе лучших образцов народного творчества, эпических сказаний, исторических преданий, взглядов тюркоязычных поэтов и ученых-философов.

В его песнях показаны реальные картины действительности, социальная несправедливость и те противоречия в казахской степи, которые возникли в связи с ликвидацией ханства и передачей власти султанам и волостным правителям («Лицо времени запестрило, подобно узорам на ковре»), хотя есть и немало стихов, восхвалявших потомков ханов, бывших феодалов, кровожадных правителей и баев. Жырау идеализировал прошлое в стихах-песнях «Кененбаю», «Сулеймену», «Еспембет», «Странствующему ишану» и других.

Дулат Бабатайулы выступал против колониальной политики царизма (отведение земель переселенцам, возведение крепостей). Обличал пороки и действия царских чиновников в баснях «Желтый дрозд», «Грач в поиске зерна», «Об одном царе» и других — в них проявился сатирический дар жырау.

Позже много критиковал баев своего времени, таких, как Тезек, Барак и другие, приумножавших свой скот, богатства и не заботившихся о нуждах народа:

Своим стихом в дугу я гну

Скупца, что все время копит скот,

Его сумасбродку, хвастливую жену

И бия, что взятки со всех берет.

Дулат Бабатайулы осуждает власть имущих за их раздоры, за пастбища и земли, за скот:

Если в начальстве согласия нет,

Жизнь подчиненных похожа на бред.

Что польза от баев и беков там,

Где не дают они бой врагам?

Так родилась и песня-толгау «Появился скот с именем «деньги», ни молока не дает, ни тяглом не будет».

Критика существующих порядков, изображение тяжелой жизни народа отражены в различных толгау — поэтических размышлениях: «Спроси, кто судьбою мне в предки дан», «О роде моем, если спросишь…» и других.

В стихах Дулата Бабатайулы преобладают и мотивы этико-педагогического характера. Жырау дает объяснения таким нравственным понятиям, как добро и зло, знания и невежество, дурные и хорошие поступки, размышляет об отношениях между детьми и родителями, осуждает безделье молодых людей, воспитывает чувства преданности родной земле и патриотизма:

Разве тебе будет другом тот,

Переступивший порог жилья,

Кто с улыбкой к тебе войдет,

А выйдет, зло на душе тая?

Думай о воле народа всегда

И не ленись для блага народа.

Лесть всем приятна, и все же она

Лишь слабодушным бывает нужна.

Умный тех слов никогда не возьмет —

Все они только овечий помет,

И подбирать их — напрасный расчет.

Как же батыром того назвать,

Кто не посмел на врага скакать?

Слова поэта, разящие человеческие пороки и восхваляющие добродетель, являются кладезем мудрых наставлений.

И как любой акын-жырау древности или поэты современных эпох, живущие в Великой степи, Дулат Бабатайулы воспевал в своих толгау красоту бескрайней степи, на которой размеренной жизнью жили казахи: «О, вершин этих горных гряда», «Разве красива гор красота…», «Прекрасны сосны, что похожи…», «О, Сарыарка», «Высокие горы».

Степь, наследие дедов, отцов,

Я тобою взлелеянный сын,

Всю отдать тебе душу готов…

Разве красива гор высота,

Если там пастбищ нет для скота?

Разве красива река, когда

Нет аула на берегу…

Как акын-жырши в своих толгау и айтысах он поднимал и такую проблему, как роль акынов в поэзии, их назначение в жизни:

Разве жырши может стать творцом,

Если творит не своим умом,

Если стихи он крадет, как вор?

Слово — нить шелка, а стих — узор…

Красноречивым тому не быть,

Кто не находит нужных слов,

Чтобы соперника победить.

Нет красоты у пышных речей,

Если не слушает их народ,

Если не манят они людей,

Не облегчают его забот…

И речь настоящих поэтов права,

Стрела их по цели без промаха бьет.

 

И речь настоящих поэтов права,

Наполнены смыслом всегда их слова.

Дулат был современником Абая и его поэтическое творчество было знакомо поэту-просветителю. Он считал, что Дулат неверно понимает назначение поэзии, так как в основном всячески восхваляет ханов и баев, призывает народ соблюдать религиозную мораль, через которую байским заправилам легче было управлять людьми, жестоко их эксплуатировать. Поэзия должна просвещать народ, служить ему — это поэтическое кредо великого Абая.

Под критические замечания Абая попал не только Дулат, но и Шортанбай и Бухар-жырау. В стихотворении «Если умер близкий…» акын пишет:

Шортанбай, Бухар-жырау и Дулат,

Песни их — обноски из сплошных заплат.

Есть у Дулата толгау «Хотя бы что-нибудь осталось, как память о былом», который можно отнести и к его творчеству — есть определенные заслуги у Дулата Бабатайулы в совершенствовании казахского стихосложения, в создании песен нравственно-воспитательного характера, да и в исторических толгау можно проследить происходившие в его времена события, нравы различных сословий.

О себе он говорил:

Я — кладезь, наполненный чистым стихом,

Чтоб каждый им жажду свою утолил.

Пусть слушают люди, весь народ,

Меня только юный душой поймет…

Строки жырау часто имели афористическую направленность, превращаясь в пословицы и поговорки.

Первый сборник произведений Дулата «Осиетнама» был издан в Казани в 1880 году.

 

Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент Таразского регионального университета М. Х. Дулати,

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран Университета Дулати