Нельзя, но хочется

Население просит акима инициировать… доработку госпрограмм

В преддверии отчета акима Жамбылской области Каната Бозумбаева перед населением о проделанной работе за 2011 год в нашей газете были опубликованы тезисы его выступления («Знамя труда» от 18 февраля). В том же номере указаны и адреса почтовых ящиков, куда жамбылцы могут отправлять свои вопросы и пожелания. Но некоторые наши земляки решили поделиться своими соображениями и со «Знамёнкой».

В редакцию поступило несколько писем, в которых люди не только поднимают вопросы, заслуживающие внимания, но и предлагают их решения, а некоторые просто говорят о наболевшем. Мы же, в свою очередь, решили на письмах не останавливаться, а обратиться к тем, кто в своих отраслевых сферах знает больше нашего и как никто другой видит проблемы области. 

Вопрос о перспективах и проблемах в жилищно-коммунальной сфере мы задали депутату областного маслихата Юрию Минакову.

— Посмотрите, сколько в областном центре домов, которые дышат на ладан. Эти дома часто горят, не успел потушить — выгорает все, ведь многие из них каркасно-камышитовые. Вот если бы область сумела инициировать создание в Таразе резервного фонда жилья, то мы смогли бы сразу решить две проблемы: во-первых, хотя бы частично устранить проблему ветхого и аварийного жилья, во-вторых, улучшить облик всеми любимого областного центра.

Минаков полагает, что небезопасные двухэтажки можно было бы снести, переселив временно людей в резервные дома. А на их месте возвести новые — красивые, соответствующие всем строительным стандартам многоэтажки. Первые два этажа после постройки отдавать прежним жильцам, а остальные этажи — по программе.

— Сейчас разрабатываются уточнения в государственную жилищную программу, наверное, есть смысл от нашей области выйти в Правительство с такими предложениями, — считает Ю. Минаков.

Депутат областного маслихата и успешный предприниматель, руководитель ТОО «Луговской конезавод» Халит Базаралиев считает, что все местные проблемы мало-помалу можно решить в пределах региона. Поэтому он на них и не заостряет внимания. По его мнению, было бы неплохо, если областной акимат попробует добиться внесения изменений в программу господдержки бизнеса.

— Государство старается, чтобы нам было легче, чтобы сельское хозяйство процветало, но, мне кажется, банки, через которые субсидируются предприниматели, повёрнуты в другую сторону. Из общего объема предлагаемых бизнесменами проектов кредитуют ничтожный процент.

Сама по себе программа «Дорожная карта бизнеса-2020» очень хорошая, но банки тормозят ее продвижение. Между тем у нас есть агрокредитная корпорация, филиалы которой открыты практически во всех районах. На мой взгляд, необходимо деньги направлять туда и кредитовать сельских бизнесменов через эту корпорацию. Ведь, помимо каких-то глобальных нужд на бизнес, необходимы те же лекарства, корма, на которые банки денег не дают, а корпорация для этого и создана. Единственное, в чем проблема, — система кредитования в агрокредитной корпорации не до конца проработана и у нас практически не действует. Надо дорабатывать, — предлагает предприниматель, являющийся участником «дорожной карты».

Председатель ОО «Профессиональный союз работников строительства, автодорожного и жилищно-коммунального хозяйства» Надежда Врублевская говорит о том, что ее особо порадовали некоторые цифры, опубликованные в предотчетных тезисах акима области:

— На 0,3 процента в третьем квартале 2011 года выросло число экономически активного населения, на 5,5 процента снизился уровень безработицы, работает государственная программа «Занятость-2020», согласно которой желающие могут обучиться новым специальностям, трудоустроиться или переехать из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в более крупные и перспективные.

Заманчивые предложения по трудоустройству поступают и от промышленных предприятий: в Таразе на заводе минеральных удобрений строится новый современный сернокислотный цех, в Жанатасе с участием российской компании «Евро-Хим» возводится крупное предприятие по производству минеральных удобрений, в Каратау появился мощный цементный завод. Это означает, что тысячи людей получат там работу, будут привлечены на строительство, восстановление жилья в заброшенных микрорайонах. И мне как председателю профсоюза работников строительства, автодорожного и жилищно-коммунального хозяйства, призванного защищать права и интересы работников, это очень импонирует. Во-первых, на ЗМУ уже работают предприятия, входящие в наш профсоюз, такие, как ТОО «Жамбылстройинженеринг» с субподрядными организациями; во-вторых, запуск производств даст толчок развитию ЖКХ в Каратау и Жанатасе; в-третьих, все это позволит вывести малые города из депрессивного состояния и улучшит благосостояние людей.

— Я, конечно, рада, что программа «дорожная карта» оправдывает свое предназначение, предоставляет рабочие места безработным, социально незащищенным гражданам, но с болью в сердце смотрю на то, как работают на холоде наши женщины, вооруженные ломом и лопатой. При всех положительных моментах это — наша боль. И если в прошлом году на сезонных работах был занят 15751 человек и на постоянные рабочие места трудоустроены 4585, то хочется, чтобы в нынешнем году с запуском новых предприятий временных рабочих стало как можно меньше, а численность имеющих стабильную работу неуклонно росла. Пора нам по всем показателям выходить на передовые позиции, — таковы пожелания Надежды Врублевской.

Проблемы экологии, по мнению председателя общественной организации «Жасыл ел» Ихтияра Мурзахметова, в области должны решаться в привязке к нравственному воспитанию:

— Каждый день, гуляя по улицам, можно увидеть, как наши жители без зазрения совести выбрасывают мусор на тротуары, в арыки, куда придется. Конечно, плохо, что в городе слишком мало урн, особенно в общественных местах. Но не только в этом проблема.

Сейчас во всех отремонтированных дворах урны устанавливаются, но чище не становится.

Руководитель «Жасыл ел» говорит, что всему виной — низкая культура людей. А все потому, что нет элементарной системы наказания:

— Раз мы такие, то нас надо к культуре приобщать наказаниями: плюнул на асфальт или кинул в неположенном месте кожуру от банана — будь готов заплатить штраф. И придумывать ничего не надо, уже и проекты есть, и люди готовы бороться с грязью на улицах, только нужна поддержка. К тому же «Жасыл Тараз», на мой взгляд, не имеет возможности справляться с поставленными задачами. Если раньше озеленением занималась одна контора, уборкой мусора — другая, то сейчас все в одном. А в результате и по озеленению не видно особых успехов, и мусор неделями не вывозится или в целях экономии горючего просто сжигается самими же коммунальщиками. Бывает и такое, что мусор до пункта назначения не довозят, полигон находится за десятки километров от областного центра.

— Сегодня как никогда нужны экологические правила. Установить больше урн по городу, следить за своевременной уборкой общественных мест, контролировать деятельность мусорных компаний и обязательно организовать зеленые патрули из молодежи. Двигаясь в таком направлении, мы сможем довольно скоро увидеть результат — чистый город, — считает И. Мурзахметов.

О том, что в городе очень мало урн, знают все. Особенно это заметно, когда идешь по тротуару перед городским акиматом, а фантик от конфеты деть некуда. Естественно, сознательный гражданин положит бумажку в карман, но вот большинство все же предпочтет избавиться от ненужного хлама.

Нельзя сказать, что Тараз зарос грязью. Это будет неправдой. Потому что со сменой городского акима коммунальные предприятия все-таки зашевелились. Но своеобразно. Распорядился, например, Бекболат Орынбеков убрать с улиц снег. Его аккуратно погрузили на грузовики и вывезли. Но вывезли не на полигон, а высыпали в черте города, как раз напротив того самого микрорайона, где живет аким Тараза. Коммунальщики воспользовались тем, что пустырь не виден из окон квартиры Орынбекова. Напомним, что вывозимый снег был изрядно сдобрен антигололедными реагентами. Люди обращались с жалобами в соответствующие службы. Но у нас, к сожалению, действеннее жаловаться акиму области. Только тогда проблемы начинают решаться, хотя само руководство «Жасыл Тараз» могло бы взяться за исполнение своих обязанностей со всей ответственностью.

Примечательный факт: большинство наших респондентов надеется на то, что аким области сможет применить все свои связи, чтобы решить какие-то глобальные проблемы. С одной стороны, это может говорить о том, что авторитет Каната Бозумбаева очень высок, а с другой, о том, что не все понимают степень полномочий акима области.

Между тем недавно в Казнете появился новый сайт www.zhaloba.kz. Здесь каждый желающий может оставить жалобу на ту или иную структуру или ведомство, где, по мнению граждан, нет должного внимания к клиенту либо оказывают некачественные услуги. По статистике сайта, всего 16 тревожных сигналов от жителей нашего региона. А первые места по жалобам делят между собой обе столицы — Алматы (237) и Астана (131). Больше всего народ недоволен работой коммунальщиков и КСК — 181, услугами общественного транспорта — 144, Интернетом и связью — 104, Казпочту ругают 90, ну и понемногу — жалобы на чиновников, полицию, госучреждения и так далее. Всего 768 плачевных писем. Такой срез в среднем по республике. У нас, наверное, те же самые проблемы. Просто жамбылцы еще не привыкли жаловаться через Интернет.

Виктория САВЕЛЬЕВА,
Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
фото Виктории САВЕЛЬЕВОЙ