Николай Киян: Позади осталась смерть, а впереди ждёт новая жизнь

Позади осталась смерть, а впереди ждёт новая жизнь

События военных дней отодвигаются все дальше и дальше. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о тех, кто вынес на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья.

В семье Александра Кияна из Кордайского района бережно хранятся фотографии, письма и вещи героя-фронтовика Николая Борисовича Кияна.

— Для меня, моих родных важно, чтобы дети, внуки, правнуки понимали, через какие испытания и муки прошли их предки ради победы в Великой Отечественной войне. Весь жизненный путь отца, его воспоминания мы храним и передаем нашим детям, — говорит сын фронтовика Александр.

Среди многочисленных документов, фотографий, писем привлекла внимание фотография молодого красноармейца-срочника, сделанная в Черкассах 1 января 1941 года, спустя год после призыва. Тогда Николай и представить себе не мог, что через шесть месяцев он будет отражать натиск захватчиков.

Николай Киян воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года принял первое боевое крещение.

— Отец не любил рассказывать о военных годах. Мы буквально впитывали те редкие воспоминания, которыми он делился. Помню, он рассказывал, что в первый день войны его зенитная батарея попала под бомбежку. Волнами шли около 15 бомбардировщиков с интервалом в 10 минут. Зенитки красноармейцев выходили из строя от непрерывной стрельбы – стволы накалялись, — рассказывает Александр Николаевич.

Потом были горькие дни отступления. Сталинград. Из 104 человек личного состава батареи остались 20…

По орденам и медалям можно проследить боевой путь солдата Николая Кияна: «За боевые заслуги» — за переправу через Дон, «За оборону Киева» (к слову, в 1984 году Николай Киян был удостоен медали «В память 1500-летия Киева»), «За оборону Сталинграда», «За отвагу», когда отличился под Белгородом, «За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги».

— День Победы отец встретил в 100 километрах от Берлина. Вспоминал, что когда радист сообщил весть о победе, устроили салют – каждый стрелял вверх из своего оружия. А осколок в левой ноге всю жизнь ему напоминал о боях, — говорит Александр Николаевич.

Снял Николай Киян военную форму в 1946 году. Вернулся в село Каракемер и стал учителем в местной школе, поскольку в свое время он окончил 10 классов – образование по тем временам значительное. После восстановился в Киргизском государственном педагогическом институте, где отучился два года до начала войны.

С 1950 года и до выхода на пенсию Н. Киян работал в Нижне-Чуйском управлении оросительных систем. Большая ответственность лежала на плечах участкового гидротехника. Водные артерии колхозов «Коммунистический», имени Коминтерна и имени Чапаева никто не знал лучше Николая Борисовича Кияна.

— Он был человеком особой закалки. Много памятных и ярких страниц было в его жизни. В строительстве Караконузского водохранилища есть и заслуга моего отца. Он писал письма в облисполком, что водохранилище надо строить, предоставлял свои расчеты, исписал не одну тетрадь, куда записывал все данные, объемы воды, — вспоминает Александр Киян.

В Караконузе его отец встретил свою судьбу — Настеньку. Долгую и счастливую жизнь прожили Николай Борисович и Анастасия Прокофьевна.

Самым памятным днем жизни фронтовик Киян считал День Победы. Он всегда говорил: «Позади осталась смерть, а впереди ждет новая жизнь».

Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА,
фото из архива семьи Киян