Нравственные принципы Бауке. О счастье, доблести и чести

О счастье, доблести и чести

Счастье… У каждого человека свое понятие счастья. Его единую формулу вывести научно невозможно, ибо мир велик и разнолик. Эпохи сменяют друг друга, меняются общественные формации, нормы нравственности, и каждый раз понятие счастья приобретает новую оболочку, новую форму, а суть, очевидно, заключается в универсальной трактовке толкового словаря: «Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». И каждый понимает это состояние по-своему, в зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня нравственности, характера и даже физического состояния.

Применительно к солдатам Бауыржан Момышулы писал: «Для солдата нет большего счастья, чем быть замеченным командармом». Счастье для Бауыржана Момышулы и Ивана Васильевича Панфилова заключалось в освобождении народа от вражеского нашествия, в свободной и мирной его жизни. Их понятие счастья перекликается между собой в духовном родстве. Иван Васильевич Панфилов говорил: «Пока не установится мир, не сниму с себя шинели. Жизнь, счастье и благополучие будущего поколения внутри этой шинели». А Бауыржан Момышулы писал: «Над головой у меня нет счастья. Но у меня есть народная печаль, которую я не променяю на свое счастье…».

Б. Момышулы часто иллюстрировал свои мысли, рассуждения казахскими пословицами, которые знал наизусть множество, например, о счастье: «Человек безгранично предан, когда он счастлив, а счастлив он лишь там, где его любят». Он писал: «…шли месяцы, испытывая наш характер, нашу волю, нашу верность перед совестью – высокие моральные принципы нашей жизни».

В наше время, когда заметно пошатнулись моральные устои, обесценились нравственные принципы, мы в духовном развитии держим ориентир на мысли и жизнь великих людей. И среди них бесценными являются книги Бауыржана Момышулы, страницы которых, как «поле чудес», на котором произросли мудрые мысли, афоризмы. Их можно взять на умственное вооружение и стать немного нравственней, порядочней.

О счастье человека он писал: «Первое счастье – умение восторгаться или восхищаться достоинством других. Второе счастье – это понимать мелодию душевных кюев других. Третье счастье – это понимать тех, кто тебя понимает, и отдать должное и благородное, когда люди довольны тобой, но нельзя себя переоценивать. Человек может быть счастлив лишь тогда, когда осчастливит других. Мстить гораздо легче, чем прощать от всей души. Великодушие – удел благородных. Мстителя пронзай прощением».

Бауыржан Момышулы по-своему трактовал понятие счастья. Первая его заповедь предполагает
благородство и таланты другого. А тем более – оценить и возвысить по заслугам. Сколько талантливых людей не смогли проявить свои способности в полную силу! Чувство зависти, испепеляя душу человека, часто не дает ему самому проявиться, также ломает судьбы одаренных людей. Разве мало людей в нашем обществе, ставших жертвами зависти и равнодушия? Ведь и самого Бауыржана Момышулы, его героические подвиги по достоинству оценили только после смерти, а литературное наследие еще не изучено в полной мере и не получило должной оценки. В одном из стихотворений, посвященных ему, есть строки:

Был Бауыржан как будто бы изгоем

По части получения наград…

Хотя главной наградой для Бауыржана были любовь и признание народа, негласное звание «народного батыра», сам он говорил: «Никогда не гнался за наградами. Я просто честно выполнял свой солдатский и гражданский долг, воюя за независимость нашей страны».

Б. Момышулы, будучи преподавателем Калининской военной академии, написал шесть трудов по тактике и девять по стратегии, за что и получил звание профессора. Его книги «За нами Москва», «Психология войны» и другие – существенный вклад в сокровищницу военно-методической литературы. Помимо профессиональных военных анализов и рекомендаций, в них много внимания уделяется психологии обучения и воспитания солдат в боевой семье, где прививается чувство единства, без которого невозможно достичь главной цели –
победы над врагом. Много заповедей сформулировано для солдат, среди которых есть и следующее: «Честь подразделения – его честь. Позор подразделения – его позор».

«Ни в ком так отчетливо не проявляются естественная красота и естественное безобразие человека, его моральный облик, высокий нравственный уровень, его неукротимая воля, неиссякаемая энергия, мужество, храбрость, совесть и честь, ра­зум и безумие, правда и ложь, ни в ком так не сочетаются человек и зверь, как в пехотинце», – говорил о пехотинцах Бауке своему сыну Бахытжану уже после войны.

Одна из любимых казахских пословиц Бауыржана Момышулы – «Для чести и жизни не жалко». Его девизом всегда была мудрая пословица: «Шорох камыша убивает зайца, а бесчестие – доброго молодца». В его понятии честь народа – это его честь. «Честь моего народа – моя честь. И главной моей мечтой было – не запятнать этой чести. … Меня никогда не прельщали ни высокие должности, ни слава», – говорил Б. Момышулы.

Под честью народа Бауке подразумевал честь не только казахского народа, но и честь единого, неделимого советского народа. В то же время он полагал, что каждая народность и этнос должны сохранять свои национальное своеобразие и колорит, которые в своей совокупности разнообразят и обогатят советский народ: «За 20 лет я понял душу представителей многих народностей Советского Союза в солдатских шинелях. Потому что в моих ладонях были их жизни, их сердца. Я посылал их на схватку со смертью. Посылал, чтобы они боролись за жизнь и своего, и будущих поколений, за честь народа, за то, чтобы сберечь впитанные с пеленок лучшие национальные черты».

Бауке как гражданин огромной единой страны, командир батальона, Человек с большой буквы отдавал себе отчет, что выстоять в смертельной схватке с жестоким и сильным врагом и победить его можно только в сплочении, единении и крепкой дружбе всех народов СССР, что по одиночке ни одна из республик не устоит против смертоносного катка железа и огня. «В крепком боевом порядке Красной Армии казахские солдаты плечом к плечу с другими советскими народами совершали освободительный марш по территории двух материков –
Европы и Азии. Это наша вечная национальная гордость», – писал Б. Момышулы.

Многие мысли и высказывания его стали изречениями, крылатыми словами, например, о чести: «Стыд – спутник чести», «Знамя джигита – честь». «Честь за хлеб не продавай, у нее цена выше хлеба». «Честным нужно быть и в малом», «Честь сильнее смерти», «Честь дивизии – моя честь», «Честь – дороже жизни, позор – страшнее смерти», «Того, кто честен и справедлив, всегда и хвалят, и хулят» и другие. Подавая личный пример мужества и отваги, он воспитывал своих бойцов и словом, кратким и точным по смыслу; словом, которое обретало форму изречения и, проникая в душу человека, запоминалось на всю жизнь в противовес длительным нравоучениям. Он и сам соблюдал эти высокие понятия в повседневной жизни на войне и в мирное время. Академик А. Бакаев писал: «Он никогда не думал о карьере и о каком-либо богатстве, но был богат тем, что не предается забвению – искренней душевностью, принципиальностью, честностью, своей великой любовью к родному Отечеству.

Он был человеком долга, офицерской доблести и чести, который мог сказать, глядя в глаза любому человеку: «Честь имею!». В нем удивительно сочетался казахстанский патриотизм с интернационализмом».

Рассуждая о долге, батыр писал: «Долг – это высшее интеллектуальное понятие, вобравшее в себя ум, чувство, волю, совесть, честь, справедливость, правду, любовь. Только сознание долга – путеводная звезда ко всему благородному, оно делает способным на все великое и прекрасное, на что только способен человек».

Свои наблюдения в результате боевого и жизненного опыта он отражал в виде цитат на страницах своих записных книжек: «Только сознание долга ставит солдата превыше всего, облагораживает его, удерживает его от низких поступков – трусости и измены. Только сознание долга вдохновляет и воодушевляет, удваивая, утраивая его физическую и моральную силу и способности. Только сознание долга – толчок к подвигам. В мире нет и не будет более мощного двигателя, чем долг. Именно так понимает долг солдат».

Позднее многие свои мысли в качестве советов офицерам по воспитанию солдат в афористичной форме он напишет в некоторых своих учебных пособиях по военной науке, в том числе и в «Психологии войны».

Сын Бауке – писатель Бахытжан Момышулы — писал о своем отце: «К его могиле приходят тысячи людей, думая, что он там. Но есть люди, которые догадываются, что он уже среди звезд. И такие люди обращают лица к небу, в одухотворенных слоях которого душа его живет так же честно, как и на земле. Ведь он говорил, что «честь – знамя мужчины». Не думаю, чтобы он уронил это знамя и в небе. Не думаю, что он мог склонить голову даже перед верховными существами, если они вели себя недостойно. Но, наверное, нет низких духом среди высших сущностей. А голову склоненной он держал только перед народом. Душа же его уже при жизни была близка к Вечности».

Бахытжан Момышулы посвятил отцу стихи, характеризующие его сущность:

Сердце чистое воина было полно доброты,

Не приемлющей подлости, жадности, злобы, коварства.

Честь наградой ему из небесной пришла Пустоты;

Он ее не отдал бы за земные великие царства.

Он себя не унизил желанием звонких наград.

Справедливость ценя, уважая во всем благородство.

Не страшась на Пути обусловленных грозных преград.

Он Верховный Закон принял сердцем своим к руководству.

Батыр Бауке говорил, что жизнь – это память. Герой умирает, но память о нем продолжает жить в народе. Бауыржан Момышулы прожил легендарную жизнь и оставил о себе легендарную память. Пока жив народ, будет жить и память о нем. Часть своей памяти он оставил в своих мудрых изречениях и стихах:

Когда предстану пред Всевышним,

Я с гордостью скажу:

потник был мне постелью,

седло подушкою и одеялом – лед.

Так прожил я года,

Храня заветы чести,

Сражаясь за счастье народа.

Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент Таразского регионального университета
имени М. Х. Дулати