Нужна Водная академия. Квалифицированные кадры решат многие проблемы

rbt

Квалифицированные кадры решат многие проблемы

В реакцию газеты «Знамя труда» обратился ветеран труда, кандидат технических наук, доцент, 86-летний Габбас Зарубаев. Он обеспокоен тем, в каком положении оказались жители пострадавших от наводнения регионов. Ветеран твердо убежден, что предотвратить подобные катастрофы можно путем решения кадрового вопроса в сфере водных ресурсов, а также создания областных управлений водного хозяйства и оросительных систем, Водной академии, выделения грантов на обучение по гидромелиоративным специальностям.

Габбас Зарубаев пришел в редакцию с копией письма, которое он написал Президенту страны Касым-Жомарту Токаеву в декабре 2022 году. Он предлагал возродить гидромелиоративно-строительный институт и создать Водную академию.

Габбас Зарубаев напомнил, что Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт был образован в 1962 году на базе гидромелиоративного факультета Казахского государственного сельскохозяйственного института. В вузе сначала открыли четыре факультета: «Гидромелиоративный», «Водоснабжение и канализация», «Про­мыш­ленно-гражданское строительство», «Организация и механизация гидро­мелиоративных работ». Затем были созданы факультеты «Гидротехническое строительство» и «Экономика водного хозяйства».

— В 1962 году гидрофак по специальности «гидромелиорация» окончили 105 человек. И 10 из них были зачислены на должности ассистентов на разные кафедры. Я и Кудыш Мамытбаев работали ассистентами на кафедре «Сельскозяйственная мелиорация». Работали на кафедре всего три человека. Мы читали лекции на пяти курсах, вели практические и лабораторные занятия. ДГМСИ был институтом с 1962 по 1998 год, то есть 36 лет. За этот период количество кандидатов наук увеличилось с шести до 197. Подготовлено и защищено около 20 докторских диссертаций. В институте образовалось профессорское ядро, — вспоминает собеседник.

В 1998 году ДГМСИ вошел в состав Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати. Со временем факультеты «Водоснабжение и канализация», «Гидротехническое сооружение», «Экономика водного хозяйства» были сокращены. Ведущие преподаватели уехали в Алматы, Астану, Шымкент и в другие города из-за снижения учебной нагрузки и закрытия кафедр и факультетов. Вместо ДГМСИ образовался факультет «Водное хозяйство, экология и строительство», который состоял из кафедр «Мелиорация и агрономия», «Водные ресурсы», «Землеустройство и кадастр», «Безопасность жизнедеятельности», «Строительство и производство материалов», «Экология», «Биология», «Архитектура и строительное производство».

В 2022 году открыли институт «Водное хозяйство и природообустройство» при Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати, где функционируют кафедры «Мелиорация и агрономия», «Водные ресурсы», «Экология», «Землеустройство и кадастр», «Электроэнергетика», «Архи­тек­тура и строительное производство», «Безопасность жизнедеятельности», «Транспортная техника и технологии», «Машиностроение», «Нефтегазовое и горное дело», «Строительство и производство материалов».

Тогда-то Габбас Зарубаев и решился написать письмо Президенту Касым-Жомарту Токаеву.

— Есть медицинская, сельскохозяйственная академии. Почему бы не соз­дать водную? Уверен, что выпускники академии будут востребованы во всех регионах нашей страны. Для качественной подготовки специалистов в Таразе имеются хорошо оборудованные лаборатории гидравлики, гидротехнических сооружений, водоснабжения и водоотведения, гидромелиорации, насосных станций, организации гидромелиоративных работ эксплуатации мелиоративных систем и учебные кабинеты. В библиотеках сформирован большой фонд книг. Водная академия тесно сотрудничала бы с Казахским научно-исследовательским институтом водного хозяйства, расположенным в Таразе, — говорит он. — К слову, в настоящее время в институте ведутся научно-исследовательские работы по шести темам по грантовому финансированию. В 2020-2021 годах с участием ученых института при Университете Дулати разработаны и внедрены 10 профессиональных стандартов в области водного хозяйства. Я бы предложил в Водной академии обучать по специальностям «гидротехническая мелиорация», «гидромелиоративные системы», «растениеводство на орошаемых землях», «сельскохозяйственное строительство и производство материалов», «механизация гидромелиоративных систем», «водоснабжение и канализация», «экология и безопасность жизнедеятельности», «экономика водного хозяйства», «землеустройство и кадастр», «метеорология и климатология», «мелиоративная география».

Ветеран рассказывает, что ему пришел ответ из Министерства науки и образования РК, в котором говорилось, что создание нового учебного заведения по подготовке специалистов узконаправленного обучения требует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета, и его предложение о создании Водной академии министерством приняты к сведению.

В тот момент, когда Г. Зарубаев почти потерял надежду, выпускники гидрофака 1973 года пригласили его на встречу. Это было в августе прошлого года.

— Знаете, 90 процентов выпускников работали в системе водного хозяйства. Я попросил их написать коллективное письмо Президенту страны с предложением о создании Водной академии. Под коллективным обращением подписался 21 человек.

В ответе на письмо, полученном через пару месяцев, говорилось о том, что Министерство водных ресурсов и ирригации считает целесообразным рассмотреть вопрос о создании отдельного вуза, где будут готовить специалистов по специальностям «гидротехническое строительство и сооружение», «мелиорация и орошаемое земледелие», «водоснабжение и водоотведение», «управление водными ресурсами», «гидротехническая мелиорация», «автоматизация и управление технологическими процессами в водном хозяйстве», «гидроэнергетические объекты на ирригационных системах», «инновационные технологии и их использование в водном хозяйстве», «механизация гидромелиоративных работ», «экономика водного хозяйства».

— К этому списку специальностей я бы добавил также «экология и безопасность жизнедеятельности», «землеустройство и кадастр», «метеорология и климатология», «мелиоративная география», «сельскохозяйственное строительство и производство материалов». Время мчится быстро, но уходящему старшему поколению водников почти никто не приходит на смену. Раньше на гидрофак ДГМСИ набирали по 225 человек, сейчас такого количества студентов-водников нет даже во всех 10 вузах страны. Я с уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день в стране почти не осталось опытных специалистов водного хозяйства. Чтобы это исправить, необходимо создать в каж­дом регионе управления оросительных систем, где бы были отделы водопользования, ремонтно-строительные, мелио­ративные и вспомогательные службы. И обязательно — наличие специализированной техники. Необходимо, чтобы Министерство науки и высшего образования выделяло больше грантов для обучения по специальностям в сфере гидромелиорации. Надо гидротехников включить в госпрограмму «С дипломом — в село!», — считает Габбас Зарубаев.

К слову, в стране действуют Научно-исследовательский институт водного хозяйства, Институт гидрогеологии и гео­экологии имени У. М. Ахмедсафина, Институт географии и водной безопасности, которые занимаются научным обеспечением эффективного управления и рационального использования водных ресурсов. Подготовка кадров в водной отрасли осуществляется по направлениям «Водные ресурсы и водопользование» и «Водное хозяйство» в 10 высших учебных заведениях. В целях подготовки кадров для развития водной отрасли на 2022-2023 учебный год по направлениям «Водные ресурсы и водопользования» и «Водное хозяйство» было выделено всего 146 грантов.

Лола НУРМАТОВА,
фото автора