Образование будущего

Принимая вызовы современности

Главной отличительной чертой XXI века является планетарная мода на качественное обучение. Модернизация отечественного педагогического образования предполагает сегодня концептуальные направления, законодательную основу, интеллектуальный потенциал и стремление соответствовать мировым стандартам. 

Четвертая промышленная революция должна способствовать более масштабным и стратегическим задачам в образовании, направленным на переход от индустриального развития общества к инновационному. Возросла потребность в учебных заведениях будущего, в которых объединены STEM-науки и гуманитарное образование, а преподаватели работают с широким применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Переход к инновационному обществу станет возможным благодаря трансформации национальной системы образования, которая нацелена на совершенствование педагогического мастерства учителей и внедрение системы критериального оценивания.

Ключевым моментом в подготовке квалифицированного специалиста для рынка образования является формирование у педагога осознанной потребности в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, превращении их в компетенции.

Процесс внедрения в стране обновленного содержания образования в начальной и средней школе способствовал реализации инновационной академической политики Таразского государственного педагогического университета и проектированию адаптированных образовательных программ подготовки и переподготовки учителей. В ТарГПУ эти задачи решаются посредством системы формирования профессиональных качеств выпускников педагогических специальностей, а именно: ориентированности на ребенка, умения работать в педагогическом сообществе, широкого развития языковых и ИКТ-компетенций, развития педагогического менеджмента и формирования принципов академической честности.

Ориентированность на ребенка достигается через изучение студентами специальных учебных модулей «Педагогика», «Психология», «Возрастная педагогическая психология» в рамках образовательной программы, содержание которой направлено на формирование базовых профессиональных компетенций. Она является основой развития критического мышления, креативности, способности к коллаборации и метапредметной подготовке.

Усиление содержания блока профессиональных дисциплин происходит за счет переориентации предметной подготовки на психолого-педагогическую. Предполагается, что изменения в содержательно-деятельностном аспекте подготовки студентов педагогических вузов приведут к появлению учителей будущего: фасилитаторов, модераторов и тьюторов.

Преемственность образовательных программ среднего и высшего образования обеспечивается политикой трехъязычия и развития коммуникативных способностей выпускника. Так, в Таразском государственном педагогическом университете реализуется подготовка трехъ-язычных кадров по восьми образовательным программам: «Биология», «Химия», «Физика», «Информатика», «Математика», «История», «Дошкольное обучение и воспитание», «Педагогика и методика начального обучения».

Успешной методологической основой для развития трехъязычия является подход предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning), зарекомендовавшего себя во многих странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития.

Технология CLIL реализуется в университете на основе совместной проектной деятельности «Языковое погружение и интегрированное обучение в условиях трехъязычного образования» между ТарГПУ и факультетом образования Кембриджского университета по образовательным программам «Химия», «Физика», «Биология», «Информатика» и включает в себя педагогические исследования, эксперименты и анализ результатов.

В ТарГПУ ведется научно-педагогическое исследование на тему «Внедрение технологии через предмет в системе школьного образования в условиях реализации политики трехъязычия в Республике Казахстан» в рамках грантового финансирования Комитета науки Минобразования и науки РК.

Кроме того, трехъязычное образование в ТарГПУ развивается также по принципу сетевого взаимодействия между университетом и социальными партнерами в форме Летних языковых школ, а также предметно-языкового обучения для учителей средних школ в контексте обновленного содержания образования. Стратегическими партнерами ТарГПУ по развитию языковой политики являются компания «Senior Expert Service» (Германия), Московский педагогический государственный университет (Россия) и факультет образования Кембриджского университета (Великобритания), эксперты которого обучают преподавателей вуза, учителей школ и студентов выпускных курсов преподаванию естественнонаучных дисциплин на английском языке.

Эффективность трехъязычного образования обеспечивается соответствующим международным сотрудничеством университета с зарубежными вузами и образовательными центрами. На Форуме ректоров университетов России и Казахстана в рамках XIV Форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан с участием глав государств было предложено много научных инициатив, в том числе по обмену студентами, преподавателями и подготовке кадров.

ТарГПУ заключил меморандумы о сотрудничестве с девятью российскими университетами: Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского, Южно-Уральским государственным университетом, Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Самарским государственным социально-педагогическим университетом, Кемеровским государственным университетом, Нижегородским государственным педагогическим университетом имени К. Минина, а также Омским, Шадринским и Уральским государственными педагогическими университетами.

Политика интернационализации в ТарГПУ основана на комплексном подходе, включающем в себя международное партнерство, совместные научные проекты, ректрутинг и академическую мобильность студентов и преподавателей. Международное взаимодействие с 57 вузами дальнего и ближнего зарубежья открывает возможности для реализации академической мобильности. Около 30 учащихся ТарГПУ участвуют в международной программе обмена студентами и более 80 — в национальной. По программе «Мевлана» в университете Карабюк в Турции проходят обучение четыре наших студента. Планируется также издание совместного международного научного журнала «Түркі әлемі» с участием вузов Казахстана, Турции, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана.

В рамках студенческих стипендиальных программ «DAAD» студенты ТарГПУ специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» обучаются в языковых школах Германии, пять преподавателей участвуют в программах научных стажировок «DAAD».

Одним из направлений развития казахстанского общества, обозначенного в Послании Президента страны Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции», является привлечение зарубежных менеджеров в отечественные вузы.

Так, в этом учебном году в рамках программы привлечения зарубежных специалистов в топ-менеджмент вузов РК приглашенный на должность проректора по стратегическому развитию и инновациям американский ученый — профессор Злинского университета Грегори Джейсон Бэлл способствовал развитию публикационной активности профессорско-преподавательского состава в индексируемых журналах, расширению географии международного сотрудничества, обеспечил участие преподавателей университета в проектных программах Erasmus+.

Надо отметить, что ТарГПУ совместно с АО «Центр международных программ «Болашак» также участвует в проекте по популяризации казахстанского образования за рубежом и привлечению иностранных студентов.

В ТарГПУ для расширения доступности и вовлечения максимального количества студентов в образовательный процесс на базе онлайн-платформы Eliademy разработаны и представлены для широкого круга пользователей 65 бесплатных онлайн-курсов по языкам, педагогике, психологии, истории и другим наукам.

Как отмечено в Послании Елбасы, в Интернете необходимо размещать видео-уроки и видеолекции от лучших преподавателей вузов. У ТарГПУ имеется свой Youtube-канал, куда мы выкладываем образовательные ролики от ведущих ученых и преподавателей вуза. Кроме того, в университете реализуются различные образовательные проекты, направленные на интегрирование молодого поколения в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.

К примеру, реализован проект детского университета «Kids university» для поддержки и развития у школьников интереса к естественным наукам, робототехнике, а также формирования коммуникационных навыков и развития творческого потенциала учеников. Основной целью реализации образовательного проекта «Kids university» является создание научных школ молодых математиков, биологов, химиков, физиков.

В условиях обновленного содержания образования и Четвертой промышленной революции ТарГПУ ставит перед собой стратегическую цель — стать центром образовательной, методической и научной поддержки педагогического сообщества не только региона, но и страны в целом.

Дария КОЖАМЖАРОВА,
ректор Таразского государственного педагогического университета,
академик НАН РК, профессор, доктор исторических наук