Особенный мир

Каждый из пяти тысяч её сувениров неповторим

Художницу из Тараза Сауле Мусаеву знают в Казахстане и за рубежом как непревзойденного мастера росписи по дереву. Ее сувениры в этническом стиле уникальны, поскольку каждый — в единственном экземпляре. 

За 20 лет творческой деятельности художница изготовила около пяти тысяч (!) различных изделий. Это куклы, подвески и чии, юрты-шкатулки, матрешки в казахском стиле, тарелки, нагрудные украшения и многое другое. Сауле Мусаева не скрывает, что для создания своих работ нередко вдохновляется произведениями знаменитого художника Евгения Сидоркина, который в свое время ярко показал национальные особенности быта казахов.

Работы Сауле Мусаевой хранятся в частных коллекциях Италии, Франции, Южной Кореи, Нидерландов, Германии и других стран мира. О художнице из Тараза узнали отечественные и зарубежные ценители искусства, даже появились коллекционеры ее работ, которые с нетерпением ждут новинок.

А начинался ее путь к творческим вершинам еще в школьные годы, в студии изобразительного искусства джамбулского Дворца пионеров, которой руководила художник Надежда Раупова.

Занятия в изостудии Сауле вспоминает с особой теплотой: каждый из учеников чувствовал себя настоящим волшебником и творцом. После окончания школы она поступила в Джамбулский педагогический институт на художественно-графический факультет. Работала учителем рисования и черчения в школе, воспитателем в детском саду. Все это было ей не по душе. Не хватало свободы творчества, не было возможности для самовыражения. Отдушиной стал молодежный центр «Творчество», где она вела кружок рисования, а затем стала директором учреждения. Но радоваться долго не пришлось.

— Это был трудный период после распада Советского Союза, когда большая часть организаций стала закрываться, и многие остались без работы. В том числе и я, — вспоминает Сауле. — Нужно было как-то жить. Подруга моя, известная художница Рахат Сапаралиева, тогда подрабатывала на алматинском производственном предприятии «Өнерпаз», изготавливавшем сувенирную продукцию, и предложила мне обучиться технике художественной росписи по дереву. Я, как и другие коллеги по цеху, начала осваивать новое ремесло. Со временем оно стало не только источником дохода, но и делом жизни.

Деревянные заготовки для сувениров, которые затем расписываются гуашевыми, акварельными или акриловыми красками, мастер заказывает у плотников. Самая большая кукла достигает полуметра в высоту, самая маленькая — 2,5 сантиметра.

А первая работа Сауле была посвящена красавице Айша-биби.

— Перед тем как приступить к ней, я съездила к мавзолеям Айша-биби и Карахана, сделала фотографии памятников и наброски терракотовых плиток. Помолилась и попросила разрешения у вечной невесты расписывать куклы в ее стиле, — рассказала она.

Обращает на себя внимание и кукла с изображением жеңеше (жены старшего брата) с мужским атрибутом камчой. По словам художницы, так она хотела показать, что несмотря на патриархальный уклад в обществе, все же женщины степняков имели немалое влияние, держали ситуацию под непосредственным контролем.

Особенное значение мастерица придает узорам.

— Орнаменты играли огромную роль в повседневной жизни кочевников, — отмечает Сауле. — Существует множество их разновидностей. По сей день одни используются только для одежды, другие — для ковров, третьи — для стен жилища… В древности по орнаменту можно было узнать о социальном статусе человека, его финансовом состоянии, сословии, к которому он принадлежал, положении в семье и так далее. Это касается и убранства юрты, кроя костюмов, вышивки на одежде…

С недавних пор мастер создает сувенирные композиции: танцующих перед своим господином девушек гарема и его жен, выглядывающих из окон дома, или противостоящих всадников — казахского батыра и джунгарского завоевателя.

Своего рода меткой служат орнаменты, заимствованные у древних зодчих, которые использовались при отделке мавзолея Айша-биби. По ним можно понять, что кукла изготовлена в Таразе. Кроме того, при росписи юрты или тарелки художница всегда изображает тюльпан, как бы напоминая, что он является брендом нашего региона.

Без преувеличения, работы Сауле тоже стали в некотором смысле брендовыми. Они узнаваемы на выставках и заслуженно пользуются спросом.

Упорный труд и участие в творческих мероприятиях — первой национальной женской ярмарке идей и товаров «Окрыленная женщина», республиканском фестивале ремесел на Великом шелковом пути, Центральноазиатских выставках в Алматы, первом международном фестивале тюльпанов и респуб­ликанском конкурсе «Сильная женщина» в Таразе, первом республиканском конкурсе-выставке «Мурагер» в Караганде, республиканском конкурсе изобразительного искусства «Человек и творчество», республиканском фестивале «Этно-Fashion» и международном туристическом форуме «Ұлы Дала Елі» в Астане — принесли свои плоды.

Михаил ТЁ, фото автора