По последнему слову техники. Все ежедневные процессы на ферме автоматизированы

Все ежедневные процессы на ферме автоматизированы

Шесть лет назад в Кордайском районе открылась первая в регионе полностью автоматизированная молочно-товарная ферма ТОО «Какпатас-Кордай». Здесь уделяют пристальное внимание обновлению технической базы, созданию комфортных условий для работы сотрудников, состоянию животных и повышению качества производимой продукции. В прошлом году ТОО «Какпатас-Кордай» было признано лучшим сельхозпредприятием по направлению «животноводство», а также победило в ежегодном региональном конкурсе в номинации «Лучший сельхозтоваропроизводитель».

— Работать мы начали в 2012 году, купили в Ирландии 309 голов скота мясной породы герефорд и ангус, у которых хороший показатель по прибавке в живом весе и удойность. Эти породы скота отличаются скороспелостью, репродуктивный возраст телочки достигается уже в 13-месячном возрасте. Вскоре было принято решение создать современную молочно-товарную ферму. Шесть лет назад мы реконструировали бывшую свиноферму под молочную, рассчитанную на 250 дойных коров. Итоговая стоимость всей работы — 270 миллионов тенге. Кроме того, приобрели современное роботизированное оборудование швейцарской компании «DeLaval» на сумму 250 миллионов тенге. Обеспечили постоянными рабочими местами 50 местных жителей, — рассказал директор ТОО «Какпатас-Кордай» Дуйсехан Кошалиев.

— Как сейчас обстоят дела?

— Благодаря слаженной работе мы сумели достичь оптимальных показателей. На сегодняшний день на ферме содержатся 1000 коров, каждая из них дает в среднем 25 литров молока. Ежедневно отправляем на переработку три тонны молока. В прошлом году купили в Германии 200 голов высокопродуктивного скота швицкой породы молочного направления. Есть у нас коровы алатауской породы, которые считаются одними из самых продуктивных в Казахстане и славятся отменным здоровьем, хорошей репродуктивной функцией. Содержим нетелей, бычков откармливаем на мясо.

— Дуйсехан Жортанович, у вас довольно крепкая техническая база, есть современное оборудование. Расскажите, пожалуйста, о преимуществах автоматизации.

— Шведские установки автоматизировали большинство ежедневных процессов и позволили нарастить объемы производства. Стойла доильного зала спроектированы на минимизацию передвижения коров и дояра, при этом вмешательство человека в технологический процесс минимальное. Доильные аппараты к тому же попутно следят за здоровьем коров. Чувствительные сенсоры, датчики позволяют идентифицировать каждое животное и все его характеристики, а программное обеспечение сведет всю эту информацию воедино и должным образом использует. При изменениях в составе молока на компьютер подаются сигналы, и корова направляется в другое стойло для обследования и, если необходимо, лечения. Кроме того, благодаря автоматизации продукция хранится в ячейках, а не хаотично. Все это положительно влияет на качество конечного продукта. Молоко проходит строгий контроль качества и своевременно охлаждается, поэтому соответствует современным требованиям к производству молочной продукции. Четкий контроль температурного режима ведется по всей цепочке — от производства молока до точек сбыта. Есть своя лаборатория, которая определяет жирность, плотность, температуру молока, делает анализы.

Автоматизирован и ряд других работ. К примеру, навоз убирается автоматически, без участия человека.

У нас сильная техническая служба, люди постоянно проходят обучение и четко соблюдают все стандарты возложенной на них работы.

Еще одно преимущество автоматизации — сокращение расходов на оплату труда. Не секрет, что рабочую силу сейчас не так-то просто найти, в сельское хозяйство люди идут неохотно.

— Были ли вы готовы к изменениям в связи с пандемией коронавируса? Какие меры дополнительно принимались для недопущения инфицирования персонала?

— Подчеркну, что режим дезинфекции у нас соблюдается постоянно, независимо от проводимых в регионе карантинных мероприятий. На нашем производстве всегда жесткие требования: вход — только по пропускам, перед сменой — дезинфекция рук, обязательно используется спецодежда, включая головной убор. Всех сотрудников мы оснастили антисептиками и масками. Проводится ежедневная термометрия, ведется журнал здоровья. Сотрудники, которые не имеют прямого влияния на производственный процесс, были переведены на удаленный режим. Мы сохранили рабочие места и заработную плату работников. К тому же «Какпатас-Кордай» активно продвигает среди своих работников принципы здорового образа жизни. Благодаря соблюдению профилактических мер случаев заражения коронавирусной инфекцией не было.

— Внедрение карантинных мер как-то отразилось на спросе на вашу продукцию?

— Конечно, мы готовились к снижению покупательской способности и даже сокращению каналов сбыта. Но этого не произошло. Проблем не наблюдаем, пандемия не повлияла на молочный рынок.

Главное — предприятию удалось сохранить стабильно высокое качество производимой продукции, выросли объемы заказов со стороны перерабатывающих предприятий. Мы поставляем молоко ТОО «Куликовский молочный продукт» и «Фудмастер Есик», а также ИП «Раимбек».

Высокое качество нашей продукции неоднократно подтверждалось на конкурсах различных уровней. В прошлом году «Какпатас-Кордай» победил в ежегодном региональном конкурсе в номинации «Лучший сельхозтоваропроизводитель».

Карантинные ограничения не отразились и на ценах на молоко. Ситуация с удорожанием кормов нас не касается, так как мы сами их выращиваем и заготавливаем. Мы располагаем 2381 гектаром пашни. Обширная кормовая база и пастбища позволяют полностью обеспечить скот высокопродуктивными кормами.

— Дуйсехан Жортанович, какие задачи ставите на перспективу?

— Мы продолжим внедрять новые технологии, которые улучшают условия содержания скота и повышают его продуктивность. В перспективе намечаем увеличить поголовье.

— Не планируете ли освоить новое направление, например, переработку молока?

— Пока об этом говорить рано. К тому же молочная отрасль сегодня остро нуждается в господдержке. Первое, с чем сталкиваются перерабатывающие предприятия, — низкое потребление молочной продукции населением. В основном это связано с зарубежными конкурентами. Регион в больших объемах импортирует сыры, сливочное масло, сметану, творог. Внешние поставщики пищевой продукции, к примеру, из России и Кыргызстана, давно завоевали местный рынок, привлекая покупателей дешевой продукцией и ставя качество на второй план. У нас же все продукты натуральные, и продавать их себе в убыток мы просто не можем себе позволить.

Ключом к решению проблемы могла бы стать государственная политика в продвижении создания положительного имиджа отечественной молочной продукции и стимулирования увеличения ее потребления.

Осваивать новое направление без государственной поддержки, в том числе финансовой, весьма непросто. Уверен, со мной согласится большинство специалистов и экспертов молочной отрасли региона. Этот вопрос требует серьезного подхода, детальной проработки и обсуждения.

Внутренний рынок должен перестроиться, заменив поставки импортной продукции на отечественную. Но чтобы полностью обеспечить жамбылцев собственной продукцией, местным компаниям необходимо значительно увеличить мощности производства, внедрять новые технологии.

Лола НУРМАТОВА