Почему пустеют сёла. Сенатор обеспокоен темпами роста внутренней миграции

Сенатор обеспокоен темпами роста внутренней миграции

Отток молодежи из казахстанских сел начался не вчера. Желающих уехать в город за комфортный жизнью хватало всегда. Но в последние годы процесс переселения казахстанцев из  сел в города принял пугающие масштабы. Именно эта проблема стала для сенатора Жанболата Жоргенбаева поводом обратиться к Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову.

«Несмотря на то, что в последние 10 лет в Казахстане реализуются различные программы по развитию села, миграция сельского населения в город растет с каждым годом, — отмечает Ж. Жоргенбаев. — Согласно прогнозу Органи­зации Объединенных Наций, к 2050 году урбанизация в мире может достичь 70 процентов. В нашей стране этот показатель будет наблюдаться уже через 10 лет».

Далее в обращении говорится, что, согласно статистике, доля городского населения в Казахстане выросла с 56,1 до 62 процентов. По результатам последнего анализа, в стране насчитываются 90 городов, в которых проживают 12,3 миллиона человек, в том числе в Астане — 1,4 миллиона, в Алматы — 2,2 миллиона, в Шымкенте — 1,2 миллиона.

Совсем иная картина в сельской местности. Там население сократилось с 43,9 до 38,8 процента. В стране в настоящее время насчитываются 549 сел с населением менее 50 человек.

К сожалению, отмечает сенатор, среди тех, кто уезжает из села, немало специалистов, отлично разбирающихся в аграрной сфере. Они находят для себя работу и в городе. И привязать квалифицированного специалиста к селу невозможно — таковы законы урбанизации.

Между тем инфраструктурное развитие мегаполисов не синхронизировалось с процессом создания новых рабочих мест. Мигранты, прибывающие в города из сел, не могут найти для себя подходящую работу. Это становится поводом для роста не только географической, но и секторной миграции.

В итоге бывшие сельчане находят для себя жилье в городских дачных массивах и требуют социальной поддержки. Часто у них нет элементарных условий для комфортного проживания: газа, тепла, воды.

Другая проблема, что внутренняя миграция в будущем может привести к профициту рабочей силы в некоторых регионах с одновременным дефицитом рабочих в других областях страны. К примеру, тенденция к переизбытку рабочей силы уже наблюдается в Алматинский, Жамбылской, Жетысуской, Кызылординской, Туркес­танской областях и Шымкенте. При этом к 2029 году прогнозируется сокращение рабочей силы на 10 процентов в Северном макрорегионе и на 12 процентов — в Центрально-Восточном.

По данным Министерства внутренних дел РК, ежегодно по месту жительства в стране регистрируются или перерегистрируются около двух миллионов человек. На большее количество зарегистрированных казахстанцев приходится на города Алматы (264983), Астану (236961) и Шымкент (98441), Алматинскую (121665), Туркестанскую (117345), Карагандинскую (89632), Костанайскую (67892) и Жамбылскую (67734) области.

«С точки зрения развития рынка труда и социальной инфраструктуры ни регионы, ни мегаполисы сегодня не готовы к такой миграции. Прошлогодняя нехватка воды в столице является примером инфраструктурной проблемы, возникающей из-за неконтролируемой урбанизации», — отмечает Жанболат Жоргенбаев.

В развитых странах три четверти населения проживают в городах: показатель урбанизации в Великобритании составляет 83 процента, в США — 82, во Франции — 79, в Германии — 75 процентов.

В Казахстане официально 90 городов, но 70 процентов из них — небольшие, только 20 имеют население более 100 тысяч человек. То есть не все казахстанские города можно назвать мегаполисами. Как известно, в малых городах, особенно в моногородах, привязанных к единственному градообразующему предприятию, не полностью обеспечена инфраструктура (школа, детский сад, инженерные коммуникации, дороги).

И пока в областях не будут созданы новые производства и внедрены новые технологии в сельское хозяйство, Правительство будет продолжать бороться с последствиями хаотичной урбанизации. А ведь в мире есть положительные примеры решения этой проблемы. Одной из стран, которая эффективно использовала отношения между селом и городом, являются Нидерланды. Там 90 процентов населения — горожане, 10 процентов — сельчане. Поэтому нашим основным посылом должно стать обеспечение социальной безопасности страны на основе совершенствования социальной инфраструктуры сельских территорий.

В депутатском запросе отмечается, что Правительство Казахстана за последние годы реализовало несколько проектов по благоустройству села, запустило программы и проекты, направленные на создание благоприятных условий в селе. На программы «С дипломом — в село!», «Серпін», «Ауыл — ел бесігі» выделены огромные государственные средства. Так, в рамках программы «Ауыл — ел бесігі» в 2019-2023 годах из республиканского бюджета выделено 524 миллиарда тенге, реализованы более пяти тысяч проектов в более чем 1,5 тысячи сельских населенных пунктах.

«Хочется радоваться, но нечему. Потому что ни одно министерство не несет ответственность за ситуацию в селах. К примеру, в селе задействованы различные компетентные государственные органы: Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Министерство финансов, Министерство национальной экономики, Министерство сельского хозяйства. То есть у семи нянек дитя остается без присмотра. Необходимо координирующее учреждение, которое будет следить за выполнением поручений Президента в отношении развития села», — говорится в запросе.

Еще одна причина неконт­ролируемого притока населения в города, по мнению Ж. Жоргенбаева, — неразвитость сельской инфраструктуры. Надо признать, что производительность труда в городских районах более высокая, нежели в глубинке. И следует учесть, что города не безразмерные. Но чаще всего люди выбирают для себя не все областные центры, отдавая предпочтение Алматы и Астане. Если у сельской молодежи нет стабильной работы и образования, она приезжает в город, но потом возвращается в село. Это уже социально-политический фактор.

Ж. Жоргенбаев считает, что условия жизни, заработная плата, культурная и социальная инфраструктура в селах не должны отличаться от городских. Особенно большое значение имеет уровень обучения в школах. Кроме того, необходимо повысить уровень образования в ветеринарной сфере, сельскохозяйственных науках. Только тогда, по мнению сенатора, можно говорить о снижении внутренней миграции.

«Увеличение числа фермеров — это путь к индустриализации. Примеры этого можно увидеть в странах, ставшими лидерами аграрной промышленности. Это Австралия, Бразилия, Новая Зеландия, Южная Корея. Необходимо всесторонне изучить их опыт развития сельскохозяйственной отрасли», — уверен сенатор.

Он также рекомендует разработать и утвердить отдельную бюджетную программу, направленную на финансирование бюджетных инвестиционных проектов в приграничных селах (по аналогии с бюджетной программой, направленной на развитие моногородов). Нужно повысить привлекательность осуществления трудовой деятельности в сельской местности, приграничных территориях для молодых специалистов путем установления надбавки к должностному окладу в размере от 25 до 50 процентов (из республиканского бюджета) для работников, занятых в селах, расположенных не далее 50 километров от Государственной границы. Сегодня надбавка за работу в сельской местности составляет 25 процентов.

«Каждый из нас желает жить в хорошем месте, комфортно. И в этом желании никого нельзя сдерживать и останавливать. А если не соз­дать достойные условия в селах, не оживить опорные села, не открывать в сельской местности производственные предприятия, проблему внутренней миграции решить не удастся. Кроме того, для поддержания баланса внутри страны и эффективного освоения пустующих земель инфраструктура села и города должны развиваться одинаково», — считает Жанболат Жоргенбаев.

Мы думаем, что в Прави­тельстве отреагируют на данное обращение и учтут его при разработке программ, направленных на развитие сельских территорий.

Мира АЗИМОВА,
фото baigenews.kz